Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > К. Симонов примет участие в работе Международной конференции под эгидой президента России

К. Симонов примет участие в работе Международной конференции под эгидой президента России

14 сентября 2009 г. в Ярославле под эгидой президента России состоится Международная конференция "Современное государство и глобальная безопасность". Участники конференции обсудят концепцию новой европейской безопасности и влияние внешнего мира на то, что происходит в России. Одним из главных вопросов станет миграция и способы ее регулирования на государственном уровне. В форуме примут участие президент России Дмитрий Медведев, премьер-министры Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро и Франции Франсуа Фийон.

Генеральный директор ФНЭБ Константин Симонов  примет участие в работе круглого стола «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности» в рамках Международной конференции.

Представляем вашему вниманию тезисы выступления К. Симонова на секции №1 международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» по теме «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности»:

- Социальная сфера является одним из источников стабильности как отдельных государств, так и глобальной системы. Прекрасно известны диспропорции между бедными и богатыми странами, между различными социальными группами внутри отбельных государств, географическая асимметрия при доступе к социальным благам. Подробнейшим образом описаны и социальные угрозы для российского государства, огромный разрыв между богатыми и бедными, низкое качество  социальных услуг, бедность, большое количество депрессивных территорий, чрезмерное количество иждивенцев и незначительное количество экономически активного населения, надвигающееся старение населения и обострение демографических проблем. Хорошо диагностирована и главная проблема - простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий, пособий и зарплат врачей, учителей, работников культуры не смогут изменить ситуацию в социалке. Это не меняет социальное поведение человека, и сфера остается источником угроз для безопасности.

Экономический кризис добавил «колорита» в ситуацию. В результате современная экономическая политика сталкивается с тремя основными противоречиями в социальной сфере. Они, на самом деле, не новы, просто глобальный финансовый кризис их определенным образом «оживил».

·        С одной стороны, кризис диктует необходимость ужесточения социальной политики – необходимо сокращать расходы, оптимизировать затраты, уплотнять бюджет. Кандидат на «вылет» - социальная сфера. С другой, наоборот, говорится о необходимости стимулирования спроса. Кроме того, экономический кризис рядом теоретиков рассматривается не просто как циклическое явление, а как кризис капитализма. Отсюда и формируется запрос на новое социальное государство.

·        С одной стороны, перед Россией ставится задача модернизации промышленности. С другой, это путь к повышению эффективности производства, что приведет к высвобождению лишних рабочих рук.

·        С одной стороны, постоянно говорится о демократическом кризисе – с другой, в мире начинают вновь обращаться к теме ограниченности ресурсов, воспроизводя в различном виде мальтузианские доктрины. А у нас - огромное количество лишних людей, искусственная занятость, крайне низкое количество экономически активного населения.

Это означает, что социальная политика нуждается в системном изменении. Прежде всего нужно убрать самое парадоксальное противоречие - между социальной сферой и экономическим ростом. Которое, тем не менее, создано нашими экономистами еще в 90-е годы прошлого века.

Социальная политика традиционно лишь сглаживала недовольство, путаясь вытянуть людей из бедности. Потом мы видели ее трансформацию (скажем, внедрение принципа адресности). Затем была попытка вытянуть отдельные сферы (образование). Однако все равно не произошло изменение в понимании сути социальной политики. Социальная экономика - это не когда пытаются подкормить бедных. Это когда социальная сфера обеспечивает стремление к развитию, снижая системные риски для безопасности государства.

Вместо модернизации нужно говорить именно об инновационной экономике. Простая модернизация или реиндустриализация не требует нового человека. Значит, и социальная политика останется прежней, подкрамливающей. Задача перейти от подкрамливающей соцполиики к стимулирующей. Социальная сфера должна помогать развитию человека, а не сглаживать бедственное положение иждивенцев.

Для этого нужно: 

·        Жестко связать соцпомощь с реальной неспособностью человека самостоятельно зарабатывать (пенсионеры, инвалиды), демонтрировать остатки системы, которую президент называет полусоветской. И сделать это не для бюджетной экономии, а для стимула к труду

·        Изменить статус образования – сегодня образование не связано с получением знаний, оно связано с получением корочек, которые по советской традиции рассматриваются как элемент повышения вертикальной мобильности.

·        Некоторые сферы социальной серы вполне инновационны – например, медицина. Скорые помощи уже купили – нужны громкие прорывы и инновационные центры, которые можно создавать, пользуясь торможением западных стран в ряде направлений

·        Пытаться создать социальный класс инноваторов через активную пропаганду стремления к инновациям

·        Реабилитировать некоторые социальные группы – но не словами, а делом. Скажем, бизнес сегодня никто не рассматривает как передовую социальную группу. Во многом благодаря самому бизнесу, создавшему себе репутацию проедателей. 

Пресс-служба ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики