Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Участие Сербии в "Турецком потоке" лишит Болгарию права мешать проекту

Участие Сербии в "Турецком потоке" лишит Болгарию права мешать проекту

Сербия войдет в проект "Турецкий поток", и так как она не является членом Евросоюза, сделать это ей будет проще. При этом ссориться с Брюсселем Белград не хочет, поэтому вопрос этот с ЕС обсуждался. Об этом рассказал эксперт Константин Симонов.

Сербия готова подключиться к газопроводу "Турецкий поток", так как участие в проекте позволит укрепить энергетическую безопасность страны и региона. 

"Реализация проекта "Турецкий поток" будет способствовать общей энергетической безопасности этой части Европы. Сербия готова развивать продолжение "Турецкого потока" вместе со своими соседями", — сказал сербский министр энергетики Александр Антич после встречи с турецким коллегой Фатихом Донмезом.

По словам Антича, "Турецкий поток" будет играть значительную роль для региона в целом.

"Возможность того, что от 10 до 15 миллиардов кубометров российского газа пройдут из Турции к Болгарии, Сербии, Венгрии и Австрии, является серьезным шансом для развития энергетической безопасности. Это откроет возможность для развития газификации и газовой экономики", — отметил Антич.

Он подчеркнул, что с подключением к "Турецкому потоку" эти страны получили бы возможность получать и значительную прибыль от транзита газа.

Соблюсти приличия

Сербия, несмотря на давление со стороны Соединенных Штатов, довольно ожидаемый партнер, и с точки зрения сухопутной части проекта с Сербией все проще, чем с другими - она не является членом Евросоюза, поэтому может не спрашивать у Брюсселя разрешения на строительство трубы, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

"Но Белград, конечно, старается соблюсти приличия, общался с Брюсселем, и разрешение на строительство трубы по суше у него есть. Конечно, на деле все будет делаться по принятым в ЕС правилам Третьего энергопакета, и не только Сербией, но и другими - Венгрией, Болгарией. Самая большая проблема, конечно, это Болгария", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня", отметив, что "ситуация в этом смысле пока подвешена".

Проблема - это Болгария

Симонов напомнил, что у проекта есть две "опции". Первый вариант - строительство трубопровода трубу через Грецию в Италию, так как итальянцы хотели бы получать часть газа по южному маршруту. Вторая опция - как раз маршрут через Болгарию и Сербию, Венгрию в Австрию, чтобы замкнуть газовое кольцо с юга и севера.

"Венгрия, понятное дело, лояльно относится к России, и повторюсь, главной проблемой будет Болгария, на которую оказывается серьезное политическое давление", - сказал Константин Симонов.  

Борьба еще предстоит

Строительство проекта будет идти по Третьему энергопакету, а это значит, что юридических оснований для недопущения стройки у Софии нет.

"Но, как показывает опыт Дании, можно просто затянуть, ни говоря ни "да", ни "нет", так что определенная борьба еще предстоит", - пояснил эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Документы по участию Сербии в продолжении газопровода «Турецкий поток» могут быть подписаны в январе в ходе визита в Белград президента России Владимира Путина. Об этом заявил в начале ноября заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, находящийся с визитом в сербской столице. Что касается вопроса по «Турецкому потоку», у нас существует дорожная карта, по которой мы двигаемся, добавил Борисов.

"Турецкий поток" предполагает строительство газопровода, состоящего из двух ниток мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Первая нитка газопровода должна быть завершена в 2019 году, тогда же начнутся поставки газа в Турцию.  "Газпром" рассматривает варианты продолжения "Турецкого потока" через Болгарию и Сербию либо через Грецию и Италию.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 19.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики