Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный рынок успокоится еще не скоро

Топливный рынок успокоится еще не скоро

Независимые АЗС заявляют, что протянут не больше пяти месяцев

Счетная палата уже предупреждала, что рост акцизов в следующем году может привести к резкому росту цен на бензин в России. Некоторые эксперты ожидали рост цен до 60 руб. за литр в течение ближайших пяти лет, но есть и более страшные версии, на которые ссылаются в Независимом топливном союзе: 60 руб. за литр уже в 2019 году. Впрочем, некоторые аналитики эти страшилки опровергают. Как и то, что произойдет массовое закрытие бензоколонок.

Несмотря на договоренности правительства с крупным топливным бизнесом (см. «НГ» от 12.11.18), ситуация с бензином в стране, по крайней мере с точки зрения независимых торговцев, далека от стабильной. Они не исключают закрытия огромного числа своих заправок по всей стране, появления очередей и роста цен.

С 1 ноября внутренний рынок топлива регулируется соглашением между правительством и нефтяными компаниями, которое заморозило цены в мелком опте. Однако, по отзывам независимых участников рынка, ручной режим сдерживания цен на бензин и дизель делает их маржу отрицательной при высокой цене нефти. По их мнению, консолидация рынка нефтепродуктов может привести к нестабильному обеспечению топливом ряда удаленных регионов, где сети крупных компаний не представлены.

Что касается цен, то их рост предопределен, по мнению многих экспертов, вопрос только в величине. Счетная палата в заключении на проект бюджета страны на ближайшую трехлетку заявляла, что «увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер». Правительство, несмотря на протесты отраслевиков, все же не отказывается от своих планов поднять акцизы. В августе сообщалось, что с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно. «В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса акциз на бензин класса 5 с 1 января 2019 года составит 12 314 руб. (рост по сравнению с 2018 годом на 49,9%)», – уточняла Счетная палата.

Цены разрешено увеличивать в 2019 году в рамках официальной инфляции. Однако глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов сообщил «НГ», что продавцы бензина и поставщики вынуждены исходить из инфляции затрат, которая гораздо выше потребительской, потому что с начала следующего года кроме акцизов на стоимость топлива будет влиять и увеличение налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.

«Отрасль перегружена налогами, – сказала «НГ» генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун. – В себестоимости топлива уже присутствует налог на добычу природных ископаемых, а к нему плюсуется еще и акциз».

На фоне случившегося в этом году роста бензиновых цен всех – от простых автомобилистов до бизнесменов – крайне волнует вопрос о том, каким может быть удорожание топлива в будущем. В мае координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов не исключал, что повышение цены в перспективе пяти лет составит до 60 руб. за литр. В разговоре с «НГ» Григорий Баженов сообщил, что отдельные компании, оценивая перспективы и хеджируя свои риски, могут исходить из цены 60 руб. за литр бензина уже в следующем году.

Хотя далеко не все эксперты склонны верить в такие прогнозы. «Это какая-то пугалка. У нас же не фаза гиперинфляции в национальной экономике», – сказал «НГ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Баженов утверждает, что из-за низкой прибыльности многие автозаправочные станции, не входящие в вертикально интегрированные компании (ВИНКи, которые добывают и перерабатывают нефть сами, а затем продают топливо в рознице), начали уже приостанавливать свою деятельность. И это, по его словам, может привести в дальнейшем к закрытию большого числа АЗС.

«В стране 25 тыс. АЗС, которые обслуживают коммерческий и гражданский транспорт, 60% из них (15 тыс.) относятся к независимым сетям», – сказал «НГ» Баженов. По его словам, соглашение, достигнутое правительством и нефтяными компаниями на встрече у вице-премьера Дмитрия Козака, «означает убыточность независимых АЗС на пять месяцев». «Среднероссийская маржинальность до 31 марта 2019 года составит 1,7 руб. за литр. При суточной реализации в 10 тыс. л операционные затраты АЗС составляют порядка 3 руб. на литр», – говорят в Независимом топливном союзе.

По мнению Баженова, эта договоренность не позволит компаниям работать в нормальных условиях и может привести к закрытию многих станций. По его данным, «в стране 50 млн автомобилей, а мощностей всех АЗС сейчас хватает на обслуживание 57 млн». Если же 30% независимых АЗС закроются, то, по его расчетам, «можно будет обслужить уже только 43 млн авто».

Он подчеркивает, что большинство независимых АЗС слишком маленькие, они «проливают» в день (то есть отпускают потребителям) по 5–6 тыс. л в день, поэтому вряд ли их уход с рынка можно решить путем продажи бизнеса крупным сетям, которые, по словам Баженова, интересуются покупкой АЗС с «проливом» по 20 тыс. л в сутки.

Но свои претензии есть и к независимым поставщикам. В частности, Минпромторг опасается возможного ухудшения качества топлива на независимых АЗС на фоне ситуации с ценами на нефтепродукты, заявлял ранее журналистам глава ведомства Денис Мантуров.  Для решения ситуации правительство с 1 января 2018 года ввело оборотные штрафы, передает ТАСС. «С одной стороны, мы контролируем химический состав, с другой – вопрос, связанный с недоливом. Это также накладывает определенные обязательства на компании», – сказал Мантуров.

Российская экономика полностью обеспечена топливом, несмотря на напряженную ситуацию на рынке нефтепродуктов, запасы топлива превышают прошлогодний уровень. Такое заявление в ходе выступления на форуме «Биржевой товарный рынок» сделал в четверг замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

По его словам, в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10–15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке. То же самое касается в целом и дизельного топлива, а также зимнего дизельного топлива, где чуть больше напряженности. Но с учетом ситуации в целом это позволяет нам рассчитывать на то, что мы спокойно проходим вопросы, связанные с топливообеспечением экономики нашей страны», – отметил Голомолзин.

«Регуляторы дают за счет моратория минимальную приемлемую маржу, хотя независимые просят больше – это естественное желание бизнеса», – говорит Александр Пасечник. По его мнению, закрытия ни 30%, ни тем более половины независимых АЗС не произойдет. «АЗС в подавляющем большинстве просто сменят владельцев, такова традиционная практика. Те же ВИНКи могут выкупить их или же будут работать в формате франчайзинга. Сказ  о массовом закрытии АЗС носит перманентный характер. И на самом деле волн банкротств не отмечалось в периоды былых топливных кризисов», – сообщил Пасечник.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики