Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Влияние на "Северный поток-2" резолюции ЕП об его отмене равно нулю

Влияние на "Северный поток-2" резолюции ЕП об его отмене равно нулю

В Европарламенте подготовили проект резолюции об отношениях с Россией, в которой содержится требование остановить реализацию «Северного потока — 2». Но даже если эта резолюция будет принята, то она ничего не изменит, за ней скрывается лишь желание отдельных стран набрать политические очки, считает преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков

Перспективы остановки строительства газопровода «Северный поток-2»

Автором проекта резолюции Европарламента, в которой звучит требование об остановке строительства газопровода «Северный поток-2» выступила евродепутат от Латвии Сандра Калниете. Сейчас документ внесен на рассмотрение комитета по иностранным делам.

Проектом резолюции предлагается зафиксировать положение о том, что «Северный поток – 2» якобы усиливает зависимость Европы от российского газа, «угрожает» внутреннему рынку ЕС и «не соответствует энергетической политике ЕС», в связи с чем «должен быть остановлен».  В то же время авторы документы призывают сохранить в обозримом будущем экономические отношения России и Евросоюза, которые являются ключевыми партнерами.

«Здесь стоит разделять два вопроса. С одной стороны я не исключаю, что документ действительно будет принят, но с другой стороны похожих резолюций было довольно много. И Европарламент в данном случае не тот орган, который способен оказать какое-то влияние на ход реализации проекта. Скорее всего, отдельные страны здесь хотят набрать некие политические очки за счет антироссийской риторики, пытаясь преподнести «Северный поток-2» как увеличение зависимости от России. Своими действиями они показывают, как они «борются» с Россией.

Если бы резолюция могла как-то остановить проект, то в Европарламенте бы еще 10 раз подумали, все-таки позиции Германии в ЕП довольно сильны. Авторы документа даже не задумываются, как в случае остановки проекта они будут реально обеспечивать свою энергетическую безопасность, надежность газоснабжения по приемлемым ценам, и где брать газ. В реальности подобные резолюции никак не влияют на проект», - отмечает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

С его мнением соглашается заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Рисков того, что проект трубопровода «Северный поток-2» будет полностью прекращен уже нет – такое решение может принять только «Газпром», а на сегодняшний день он едва ли рассматривает такой сценарий, считает эксперт. Что не менее важно, европейские партнеры консорциума продолжают не только финансировать проект, но и лоббировать его в структурах ЕС, в связи с чем вероятность остановки проекта сводитя к нулю. 

Европейский энергетический союз

«Все аргументы против «Северного потока-2» давно известны, и они довольно абсурдные. Он не приведет к увеличению зависимости Европы от России, просто будет изменен маршрут доставки газа европейским потребителям. По новому маршруту пойдут те же самые объемы газа. Европейские парламентарии даже не задумываются о том, что пишут и принимают», - считает Юшков.

Европарламенту также предлагается утвердить в документе формулировку о поддержке «скорейшего завершения создания интегрированного Европейского энергетического союза, который в будущем будет включать восточных партнеров». Этот пункт в резолюции эксперт объясняет бюрократическими подходами европейских структур.

«Все органы ЕС как наднациональной организации, прежде всего Еврокомиссия и Европарламент, действуют по закону бюрократии, то есть хотят получать все больше и больше полномочий. Когда они говорят про энергетический союз, то речь идет о создании некоего реального централизованного органа, который бы занимался покупкой газа и всеми сопутствующими вопросами. Но такой подход идет вразрез с тем, что они говорили до этого в той же самой резолюции.

Например, там звучит положение о необходимости развивать рынок в Европе, в то время как деятельность европейского энергетического союза предполагает создание некоего органа, который бы имел право просматривать все коммерческие контракты, их содержание, и выносить свой вердикт с правом накладывать вето на отдельные сделки. То есть структуры ЕП под соусом защиты от «нехорошей» России хотят забрать себе права коммерческих компаний и национальных регуляторов. Такие идеи несут угрозу и европейским компаниям и энергетическому рынку», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 01.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики