Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Акцент на добыче газа: к каким последствиям может привести выход Катара из ОПЕК

Акцент на добыче газа: к каким последствиям может привести выход Катара из ОПЕК

Катар заявил о намерении выйти из ОПЕК в январе 2019 года после 57 лет членства в организации. Руководство страны отметило, что собирается нарастить производство газа и закрепить статус лидера на рынке СПГ. Хотя, по официальным заявлениям, действия государства не были политически мотивированы, эксперты полагают, что одной из причин такого решения стала экономическая блокада эмирата со стороны Саудовской Аравии и других стран региона. Аналитики по-разному оценивают последствия, к которым может привести отказ Дохи от членства в ОПЕК.

Катар намерен покинуть Организацию стран — экспортёров нефти с 1 января 2019 года. Об этом в понедельник, 3 декабря, заявил в ходе пресс-конференции государственный министр по делам энергетики Катара Саад бен Шрида аль-Кааби. По его словам, Доха уже проинформировала руководство ОПЕК о своих планах. Причина такого решения заключается в желании эмирата нарастить производство СПГ.

«Решение о выходе отражает стремление Катара сосредоточить свои усилия на планах по развитию и увеличению добычи природного газа в ближайшие годы с 77 млн тонн в год до 110 млн тонн», — цитирует аль-Кааби государственная нефтяная компания страны Qatar Petroleum в Twitter.

Катар уже 57 лет является одним из 15 членов ОПЕК. Сама организация была основана нефтедобывающими странами ещё в 1960 году, чтобы контролировать квоты на добычу энергосырья.

Хотя по объёму производства сжиженного природного газа Доха сегодня занимает первое место в мире, доля страны на рынке нефти остаётся не столь значительной в сравнении с другими членами ОПЕК. По данным ноябрьского отчёта организации, Катар находится лишь на 11 строчке среди государств картеля по уровню нефтедобычи и производит порядка 609 тыс. баррелей в сутки. В Ираке, например, соответствующий показатель составляет 4,6 млн баррелей в день, в Иране — 3,3 млн, а в Саудовской Аравии — 10,6 млн.

Таким образом, решение катарских властей о выходе из ОПЕК может не оказать серьёзного влияния на мировой рынок нефти и динамику сырьевых котировок. Об этом в беседе с RT рассказал аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.

«На мой взгляд, выход Катара из ОПЕК не окажет никакого влияния на ценообразование на мировом рынке нефти, так как эта ближневосточная страна не может похвастаться значительными запасами чёрного золота. Соответствующий объём составляет только 1,85% от совокупных запасов всего картеля, в отличие от Ирака, Ливии или Саудовской Аравии. На этом фоне решение Катара сосредоточиться на добыче газа, запасы которого у Катара крупнейшие в мире, является вполне логичным», — полагает Дроздов.

Аналогичной точки зрения придерживается и старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. Эксперт также считает, что эффект от выхода Катара из ОПЕК будет минимальным для глобального рынка нефти. В то же время, по его мнению, причины решения Дохи не ограничиваются одним лишь намерением увеличить добычу газа.

Вадим Меркулов утверждает, что, несмотря на заявления министра аль-Кааби об отсутствии политической мотивации Дохи покинуть организацию, именно запрет на торговые и туристические связи с Катаром, введённый соседними арабскими странами, мог стать главным аргументом в пользу принятого решения. Напомним, летом 2017 года Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и ОАЭ обвинили Катар в поддержке терроризма, после чего инициировали экономическую блокаду страны. 

После этого, как отмечает Вадим Меркулов, отказ государства от членства в ОПЕК был лишь вопросом времени. Теперь с целью нарастить экспорт СПГ до 110 млн тонн Доха намерена инвестировать порядка $200 млрд для обхода торгового эмбарго и создания новых каналов по наращиванию производства. По оценке эксперта, на этом фоне объёмы катарского газа на рынке начнут увеличиваться с 2020 года.

Блокадный эмират 

Вместе с тем далеко не все экономисты считают, что выход Катара из ОПЕК не повлияет на мировой рынок нефти. Так, например, по оценке ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, в краткосрочной перспективе намерение Дохи отказаться от членства в картеле окажет давление на нефтяные цены.

Отметим, что открытие торгов на лондонской товарно-сырьевой бирже ICE в понедельник ознаменовалось резким ростом котировок нефти. В начале дня стоимость барреля эталонной марки Brent подскочила почти на 5% — до $62,40 после новостей о паузе в торговой войне США и Китая, а также о договорённостях России и Саудовской Аравии о продлении соглашения ОПЕК+ на 2019 год. Более того, по данным Bloomberg, в новом году нефтекартель может сократить добычу на 1,3 млн баррелей в день, что также было позитивно отыграно рынком. Между тем после сообщения из Катара ценовой рост в моменте несколько ослаб и котировки опустились ниже уровня $62 за баррель.

«Сейчас ведутся переговоры в рамках ОПЕК и ОПЕК+ о возможности сокращения добычи нефти в 2019 году. Хотя Катар — небольшой производитель нефти, всё равно, если он не станет участвовать в дискуссии, это будет восприниматься как признак недееспособности нефтекартеля и пакта ОПЕК+. Поэтому выход Дохи из организации может вызвать дополнительное падение цены на нефть», — считает Митрахович

По мнению Митраховича, в долгосрочной перспективе решение Катара может способствовать усилению политических рисков на Ближнем Востоке, которые спровоцируют новую волну роста цен на нефть и газ.

«Катар находится в очень сложных отношениях с Саудовской Аравией и теми странами региона, которые на неё ориентируются. Эр-Рияд со своими союзниками фактически пытается блокировать Катар, и выход эмирата из ОПЕК говорит о том, что ситуация остаётся неопределённой и противоречия могут усилиться», — пояснил Станислав Митрахович.

Примечательно, что аналитики также не исключают возможности выхода других стран из ОПЕК вслед за Катаром в будущем, а также говорят о вероятности полного распада картеля при определённых условиях. Тем не менее, по словам Сергея Дроздова, сегодня серьёзные предпосылки для этого пока отсутствуют.

«В теории, конечно, возможно всё, в том числе и расформирование такой крупной организации, как ОПЕК. Однако картель за свою историю переживал и более сложные времена, например такие, как нефтяной кризис 1973 года. Тогда входившие в ОПЕК страны отказались поставлять энергоносители в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды и Японию, которые поддержали Израиль в ходе его конфликта с Египтом и Сирией», — вспоминает Дроздов.

В то же время, как отмечает аналитик, в настоящий момент картель смог привлечь на свою сторону влиятельного игрока в лице России. Сергей Дроздов считает, что такой тандем создаёт хорошие возможности для регулирования мирового рынка нефти, от которых вряд ли откажутся другие страны и их союзники, входящие в картель. 

Автор: Владимир Цегоев

Источник: RT, 03.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики