Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катар выходит из ОПЕК. Что ждет нефтяной рынок?

Катар выходит из ОПЕК. Что ждет нефтяной рынок?

Главным ньюсмейкером начала этой недели стал Катар, который заявил, что с 1 января 2019 г. выходит из ОПЕК – картеля стран-экспортеров нефти. Журналисты и аналитики уже окрестили его «ПровоКатаром». Действительно, событие очень яркое, особенно учитывая, что в последние годы мы привыкли к тому, что все больше государств предпочитают сотрудничать на мировом рынке нефти для поддержания цен. Однако действия Катара в данном случае, скорее всего, мотивированы политическими, а не экономическими основаниями. Подробнее о причинах выхода Дохи из организации и последствиях этого события для ОПЕК и мирового рынка нефтепродуктов читайте в данной статье.

Не стоит считать, что выход Дохи из ОПЕК приведет к существенному падению цен на нефть на мировом рынке. Катар в основном добывает газ, экспортируя в дальнейшем его в сжиженном виде, а также продавая газовый конденсат, добытый вместе с метаном. Страна добывает не так много нефти, как другие члены ОПЕК. Экспорт жидких углеводородов в 2017 г. составил примерно 68 млн т. Для сравнения, все страны ОПЕК в 2017 г. добыли 1860 млн т жидких углеводородов. Т.е. на Катар внутри ОПЕК приходится только 4,3% добычи.

график.png

Источник: BP Statistical Review of World Energy

Даже при выходе Катара из всех соглашений по ограничению добычи страна не сможет увеличить добычу настолько, чтобы изменить баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти и сколько-нибудь значимо увеличить перепроизводство.

К тому же пока не ясно, будет ли Доха отказываться от участия в соглашении об ограничении добычи нефти ОПЕК+. Да, они вышли из самого картеля, но можно согласовывать объемы производство и не являясь членом ОПЕК, так, как это делает Россия.

Пока Катар не прояснил, будет ли он оставаться членом соглашения ОПЕК+. Есть основания полагать, что он продолжит соблюдать сделку.

Несмотря на то, что катарские представители уверяют, что страна покидает организацию стран-экспортеров газа исключительно по экономическим причинам, в политическую версию верится охотнее. 

Катар вступил в ОПЕК в 1961 г. В 1965 г. королевство добывало 11,6 млн т нефти и фактически не добывало газа. Естественно, и влияние у катарских шейхов было гораздо меньше, чем сейчас. В настоящее время Катар является мировым лидером по производству СПГ, а получаемая им прибыль позволяет Дохе претендовать как минимум на региональное лидерство. Поэтому оставаться в тени Саудовской Аравии Катар больше не желает. Это уже привело к открытому конфликту двух монархий: саудиты и их союзники в регионе устроили блокаду Катара, которая, впрочем, не привела к каким-либо значимым результатам. Поэтому выход Дохи из ОПЕК можно расценивать как желание повысить свой статус: Саудовская Аравия, являясь лидером в рамках картеля, больше не сможет давить на Катар, а он, в свою очередь, встанет вровень с Россией и Эр-Риядом в процессе переговоров ОПЕК+.

Не последуют ли другие страны – члены ОПЕК примеру Катара? Шансы на это невелики. С одной стороны, ОПЕК как отдельная самостоятельная организация фактически перестала существовать. Картель теперь функционирует только в рамках формата ОПЕК+, т.е. при участии России и других стран, формально не входящих в организацию. С этой точки зрения, не играет никакой роли, входит страна в сам ОПЕК или нет, главное, чтобы она участвовала в договоренностях по сдерживанию добычи ОПЕК+.

С другой стороны, череда публичных выходов стран из ОПЕК приведет к панике: если ОПЕК разваливается, значит, России и ряду других стран придется договариваться не с представителями картеля, а с каждой страной в отдельности. Это повышает риск, что вслед за ОПЕК распадется и расширенный формат. 

А значит, мы вернемся в состояние 2014 г., когда каждая страна добывала столько нефти, сколько могла. Глобальное перепроизводство тогда росло, а цена нефти падала. Повторения этого никто в ОПЕК не хочет.

Таким образом, выход Катара из ОПЕК стоит воспринимать как продолжение конфликта Эр-Рияда и Дохи. Для России это вполне выгодно, так как стороны будут конкурировать за поддержку Москвы. А мы можем получить от ближневосточных монархий инвестиции и уступки на сирийской площадке.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 06.12.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики