Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Свободные цены на СПГ позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями

И. Юшков: Свободные цены на СПГ позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями

Правительство изменило ценообразование на рынке сжиженного природного газа (СПГ): "Газпром" получил разрешение продавать газ коммерческим потребителям по свободной цене. На сегодняшний день Правительство устанавливает цену реализации всего газа монополии - как трубопроводного, так и сжиженного, в то время как независимые игроки рынка могут самостоятельно регулировать цены. Из-за этого "Газпром" уже потерял долю традиционного рынка, в случае сохранения текущих правил для развивающегося направления СПГ конкуренты могли потеснить компанию и в этой сфере, об этом рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Сегодня СПГ используется на транспорте, направление развивает монополия через "Газпром газомоторное топливо". Это топливо для большегрузов, карьерной техники, коммунальной техники, автобусов. Через несколько лет эта сфера использования разрастется до более крупных размеров. Второе направление, где "Газпром" тоже участвует, автономная газификация с применением малотоннажного производства СПГ. На газораспределительном узле строится станция по сжижению, и уже с нее СПГ автотранспортом доставляется в населенный пункт до котельной или электростанции, у которых нет доступа к сетевому газу. Третья сфера применения СПГ на внутреннем рынке - бункеровка судов.

Пока что внутренний рынок СПГ крайне мал: это даже не миллиарды, а миллионы кубометров, но он быстро развивается. Принятое Правительством решение, очень важное для "Газпрома", - задел на будущее. В секторе СПГ активно развивается конкуренция, на нем работают "Криогаз", НОВАТЭК и много желающих подключиться к направлению. Возникает та же картина, что и на рынке традиционного газа: независимые игроки могут давать потребителям скидки, а "Газпром" из-за регулируемых тарифов не может. Из-за этого конкуренты "отъедают" долю рынка у госмонополии.

Отказ от регулируемых тарифов на рынке СПГ и первый опыт конкуренции позволит монополии в будущем внести предложение по отказу от регулируемых цен и на рынке традиционного газа. Сейчас у этой идеи много противников, в первую голову - независимые игроки. Если "Газпром" как и другие компании, будет вправе делать скидки, то у него дисконт будет больше, компания вытеснит других поставщиков с рынка. Сейчас ситуация обратная, независимые производители забрали порядка 50% внутреннего рынка, причем, это наиболее привлекательные потребители - промышленность, которая на протяжении всего года покупает примерно одинаковые объемы. Население, котельные, сфера ЖКХ, которые остались у "Газпрома" не только более проблемыне с точки зрения неплатежей, но и потребляют газ сезонно: зимой больше, летом меньше. Компании нужно держать большой резерв, чтобы в несколько холодных недель выдать его в систему. Это расходы, которых у независимых производителей нет.

 

Отказ от регулирования цен на СПГ может привести к росту тарифов в каких-то регионах, но речь идет, прежде всего о межтопливной конкуренции в субъектах, где газа не было. Выбор такой: либо вы берете сжиженный газ по экономически оправданной цене, которая позволяет окупить затраты на строительство терминала и доставку, либо используете иные источники энергии - уголь, торф, мазут. То есть в тех местах, где СПГ уже есть, дороже он не станет, но в новые субъекты он может прийти по ценам, более высоким, чем трубопроводный газ в соседней территории.

С распространением СПГ усилится конкуренция между компаниями, начнет повышаться эффективность и все это найдет отражение в ценах. Мы видим, как три больших монстра - НОВАТЭК, "Газпром", "Роснефть", - сражаются за потребителя на рынке традиционного газа, благодаря этому промышленные потребители имеют определенные преимущества. Возможно, в будущем такая ситуация сложится и в области СПГ.

Мы увидим большую конкуренцию компаний за бункеровку судов: речных, морских и всего, что касается Арктики, Балтийского моря. На Дальнем Востоке речь может идти о бункеровке на экспорт, в связи с этим госкомпании получат преимущество. Кроме того, на СПГ переходит железнодорожный транспорт, уже испытаны первые локомотивы. Не исключаю, что в России пройдет массовое внедрение сжиженного газа, как топлива для промышленной техники. Газотранспортная система, как минимум, в центральной России,запасы газа, технологии для такого проекта есть. 

Источник: Накануне.RU, 11.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики