Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сахалинский клуб переедет на Балтику

Сахалинский клуб переедет на Балтику

Третьим участником «Балтийского СПГ» может стать Itochu

«Газпром» выбрал третьего потенциального партнера для «Балтийского СПГ», подписав меморандум о взаимопонимании с японской Itochu после аналогичных подписаний с Shell и Mitsui. Itochu несколько лет назад собиралась войти в другой проект «Газпрома» по сжижению газа — «Владивосток СПГ», но тот был отменен. По мнению экспертов, компания может получить в «Балтийском СПГ» более 10%.

«Газпром» подписал меморандум о взаимопонимании с японской Itochu Corporation по проекту завода по сжижению газа «Балтийский СПГ». Таким образом, у российской монополии появился третий потенциальный партнер по строительству комплекса мощностью 13 млн т СПГ в Усть-Луге. В сентябре аналогичный меморандум «Газпром» подписал с японской Mitsui & Co., Ltd. А с первым возможным участником — англо-голландской Royal Dutch Shell — монополия договорилась еще в 2016 году. В июне 2018 года «Газпром» и Shell согласовали создание совместного предприятия по «Балтийскому СПГ», а в октябре — рамочное соглашение о технической разработке проекта (в объеме pre-FEED). Но если Mitsui и Shell уже являются партнерами российского концерна по его действующему СПГ-заводу «Сахалин-2» (владеют 12,5% и 27,5% минус одна акция соответственно), то с Itochu это будет первый совместный проект.

Itochu Corporation — одна из крупнейших торговых компаний Японии, в ее состав входят 354 структуры, работающие в сфере автопрома, металлургии, энергетики, пищевой промышленности и др. В России компания работает в качестве системного интегратора «под ключ», занимается ЕРС-финансированием и предоставляет сбытовые услуги. Выручка в 2017 году — $11,4 млрд, чистая прибыль — $3,8 млрд.

Itochu в 2013 году уже обсуждала с «Газпромом» сотрудничество по сжиженному газу в рамках проекта «Владивосток СПГ» (впоследствии монополия отказалась от его реализации, сейчас предполагается запуск в среднетоннажном варианте мощностью до 3 млн т в год вместо 15 млн т). Также японская компания должна была в качестве подрядчика участвовать в так и не реализованном газопроводе «Южный поток» и создании газохимического производства в Башкирии.

Как говорил в интервью “Ъ” глава Shell в России Седерик Кремерс, мощность «Балтийского СПГ» было решено увеличить до 13 млн т. По его мнению, производство может быть запущено в середине 2020-х годов. Но к тому времени заводы по сжижению запустят и другие производители. По оценке Wood Mackenzie, в 2019 году в мире может быть принято рекордное число инвестрешений для СПГ-проектов на 220 млн т СПГ в год. При этом к 2030 году объем незаконтрактованного спроса на СПГ семи крупнейших покупателей возрастет в четыре раза, до 80 млн т в год из 180 млн т закупок (сейчас не законтрактовано 20 из 160 млн т).

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что «Газпром» с партнерами по «Сахалину-2» уже давно ведут работу по расширению совместного бизнеса и «Балтийский СПГ» — одна из опций. Он оценивает стоимость завода в $12–14 млрд. «Пока не принято инвестиционное решение, сложно говорить о сроках запуска. После принятия окончательного инвестрешения проект может быть реализован за три-четыре года»,— говорит эксперт.

С такой оценкой сроков строительства согласна Мария Белова из Vygon Consulting. По ее мнению, инвестиции могут составить $12–13 млрд. Эксперт считает, что Itochu может занять место Mitsubishi в «Балтийском СПГ», а доли распределятся аналогичным «Сахалину-2» образом: «Газпром» — 50% плюс одна акция, Shell — 27,5% минус одна акция, Itochu — 12,5%, Mitsui — 10%. «Взаимный интерес этих компаний к данному проекту может быть обусловлен как наличием положительного опыта работы на "Сахалине-2", так и планами по строительству там третьей линии завода»,— отмечает она. Мария Белова не ожидает политических рисков в отношении «Балтийского СПГ». По ее мнению, производство и экспорт СПГ из России пока воспринимается западными странами как политически нейтральные действия, поэтому санкционные риски для будущих участников проекта минимальны.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 14.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики