Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК+, санкции и пустые скважины. Что вынуждает РФ сокращать нефтедобычу

ОПЕК+, санкции и пустые скважины. Что вынуждает РФ сокращать нефтедобычу

Россия снижает прогноз добычи нефти на 2019 год. По словам главы Минэнерго Александра Новака, на данный момент прогноз — 555-556 млн тонн, однако он может быть понижен до 552 млн тонн.

Это происходит на фоне решения ОПЕК+, которая 7 декабря договорилась о сокращении добычи суммарно для всех стран соглашения на 1,2 млн баррелей в сутки начиная с января 2019 года в течение полугода. Из них 800 тысяч баррелей придется на страны ОПЕК и 400 тысяч — на страны, не входящие в организацию. В том числе Россия согласилась сократить добычу на 228 тысяч баррелей в сутки от уровня октября 2018 года в течение первого квартала.

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ОПЕК

По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, озвученный Новаком прогноз вполне реалистичен. "Однако причина снижения – не только и не столько решения ОПЕК+. Добыча в Западной Сибири, которая является основным регионом, падает уже много лет, и в ближайшее время ситуация не изменится. Если раньше объемы возмещались хотя бы из Восточной Сибири (Ванкор), то и эти месторождения сейчас вышли на плато и не дают прироста. В последние пару лет спад компенсировали средние и малые месторождения, но теперь и их может не хватить", — объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

После кризиса 2014-2015 годов на фоне изменения цен на нефть и санкций никто не вкладывался в новые проекты. Теперь они не входят в эксплуатацию и, соответственно, не могут заместить падающие объемы. Как следствие, спад добычи – это новая реальность, в которой нам придется жить, уверен эксперт.

При этом он напомнил, что новые договоренности ОПЕК+ отталкиваются от исторических максимумов добычи. Как раз в начале ноября РФ начала наращивать объемы, которые были призваны заместить на рынке находящийся под американскими санкциями Иран. Таким образом, решение о сокращении не повлияет существенным образом на уровень добычи в РФ. 

НЕ ПОСЛЕДНЕЕ СОКРАЩЕНИЕ

В свою очередь, аналитик компании "Финам" Алексей Калачев полагает, что России, возможно, придется согласиться на еще большие объемы снижения нефтедобычи.

"Очевидно, что соглашение ОПЕК+, заключенное в декабре, не смогло переломить ситуацию. Для этого объемы снижения недостаточны", — уверен он.

Дело в том, что темпы роста спроса отстают от темпов роста нефтедобычи. Опасность замедления мировой экономики, и особенно возможное замедление роста экономики Китая, который является вторым после США по объемам импортером нефти, могут продавить цену ниже. 

Видимо, уже в начале года мониторинговому комитету ОПЕК+ придется пересматривать параметры сделки в сторону большего снижения нефтедобычи. При этом речь не идет об обвальном падении, все в пределах средних значений предыдущих месяцев.

 

Это необходимо, по крайней мере до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. По сути, пора начинать мониторить ситуацию на постоянной основе и создавать для этого в рамках ОПЕК+ постоянно действующие органы и механизмы, считает Калачев.

 

НЕФТЯНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Существенного влияния на российскую экономику и мировые цены на нефть снижение добычи не окажет, уверены эксперты. До сих пор России удавалось находить оптимальное соотношение между ценой нефти и объемами добычи, констатировал представитель "Финам". Управляемое снижение курса рубля позволяет максимизировать нефтегазовые доходы бюджета, и не исключено, что этот механизм будет также использован в следующем году.

"Плюс-минус 3 миллиона тонн в год ни на чем не отразятся", — согласен Юшков. Доходы бюджета будут зависеть, в первую очередь, от мировых котировок на "черное золото", то же касается и состояния нефтяной отрасли. Проблемы никуда не денутся, и корректировать их придется, исходя из текущей ситуации, и не надеясь на то, что добыча вырастет "вдруг". 

Другой вопрос – насколько в будущем РФ сумеет удержаться хотя бы на уровнях 545-550 млн тонн нефти в год. В целом снижение добычи было очевидно еще с начала 2000-х годов, однако тогда был расчет на дорогую нефть и нормальные отношения с западными компаниями, которые могли прийти на наши месторождения со своими технологиями.

Речь идет, прежде всего, о добыче шельфовых и трудноизвлекаемых запасов. Однако антироссийские санкции ударили как раз по этим проектам, и развивать их мы сейчас не можем. 

ПЕРЕСМОТР ВОЗМОЖЕН?

По словам Новака, в течение года ситуация может меняться в зависимости от решений, которые примет ОПЕК+ с учетом происходящего на нефтяном рынке. Аналитики не исключают, что текущий прогноз Новака может быть пересмотрен как в сторону падения, так и в сторону увеличения. 

"Если нефть подешевеет, то добывать ее будут меньше, закроются нерентабельные месторождения. Это добавит объем сокращения. Напротив, если цена вырастет, то вступят в строй новые проекты, изначально запланированные на более поздний срок, а действующие увеличат добычу. Тогда и общий объем увеличится", — рассуждает Юшков

Однако, по его мнению, ждать возвращения к ранее обозначенным Минэкономразвития 555-556 млн тонн можно будет не раньше 2020 года, когда начнет действовать налог на добавленный доход. Он будет стимулировать открытие новых месторождений и рост добычи на старых, и нерентабельные месторождения станут рентабельными. Пока же прогноз Новака ближе к истине, заключил эксперт. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 18.12.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики