Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» уточняет антикризисный бюджет

«Газпром» уточняет антикризисный бюджет

Совет директоров «Газпрома» 30 сентября одобрил антикризисные поправки в бюджет концерна на этот год. Уже известно, что новый уточненный бюджет предусматривает снижение доходов монополии на 11% — до 3,3 трлн рублей, при этом обязательства, расходы и инвестиции в целом снижаются на 3%, т. е. до 3,68 трлн в российской валюте. Инвестпрограмма сокращается до 761,53 млрд рублей, капиталовложения же снизятся на треть.

Тенденции к уменьшению расходов «Газпрома» наблюдаются уже много месяцев — фактически все время с начала общемирового финансового кризиса осенью 2008 года. Напомним, началось все с утверждений заместителя председателя правления «Газпрома» Валерия Голубева, который в августе 2008 года говорил о том, что стоимость инвестпрограммы газового концерна на 2009 год составит «более 1 трлн рублей». К концу года, когда стали понятны масштаба «просадки» экономики, было принято решение ограничиться объемом в 920 млрд рублей.

Затем практически чуть ли через каждые несколько недель в заявлениях топ-менеджеров концерна планируемая инвестпрограмма «Газпрома» стала сжиматься подобно шагреневой коже. Дошло до того, что зампред правления монополии Александр Круглов заявил об итоговых планах сокращения инвестпрограммы на 30% от уровня в 920 млрд в российской валюте. Подобные «революционные» намерения стали вызывать серьезные опасения ряда экспертов. В конце концов Владимир Путин согласился на вариант, который внешне выглядел компромиссным. По словам премьера, инвестпрограмма газового концерна должна была составить 775 млрд рублей (что на 15,8% меньше варианта в 920 млрд). Однако необходимо учитывать, что в новую версию документа оказались заложены расходы на выкуп акций «Газпром нефти», ранее принадлежавших итальянской Eni. Стоимость пакета — около 4 млрд долларов, то есть за вычетом данных средств получается все то же масштабное сокращение инвестпрограммы газовой монополии почти на треть.

Теперь же мы вроде бы видим «самый окончательный» объем инвестиционной программы. С учетом падения спроса на газ относительно «скромная» цифра в 761 млрд рублей сама по себе может быть обоснованной. Вызывает сомнения другое — насколько сокращение инвестиций коснется именно добычных проектов. Ведь отказ от достаточных вложений в месторождения — это риск получить серьезные проблемы в тот период, когда спрос на газ восстановится. А это точно произойдет — кризисы наступают и проходят, а неразработанные в срок месторождения нельзя будет запустить в оперативном порядке. В этом смысле остается надеяться, что уже озвученные «Газпромом» решения о переносе сроков разработки, например, Бованенковского месторождения, не станут основной линией поведения газового гиганта в борьбе с кризисом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики