Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» уточняет антикризисный бюджет

«Газпром» уточняет антикризисный бюджет

Совет директоров «Газпрома» 30 сентября одобрил антикризисные поправки в бюджет концерна на этот год. Уже известно, что новый уточненный бюджет предусматривает снижение доходов монополии на 11% — до 3,3 трлн рублей, при этом обязательства, расходы и инвестиции в целом снижаются на 3%, т. е. до 3,68 трлн в российской валюте. Инвестпрограмма сокращается до 761,53 млрд рублей, капиталовложения же снизятся на треть.

Тенденции к уменьшению расходов «Газпрома» наблюдаются уже много месяцев — фактически все время с начала общемирового финансового кризиса осенью 2008 года. Напомним, началось все с утверждений заместителя председателя правления «Газпрома» Валерия Голубева, который в августе 2008 года говорил о том, что стоимость инвестпрограммы газового концерна на 2009 год составит «более 1 трлн рублей». К концу года, когда стали понятны масштаба «просадки» экономики, было принято решение ограничиться объемом в 920 млрд рублей.

Затем практически чуть ли через каждые несколько недель в заявлениях топ-менеджеров концерна планируемая инвестпрограмма «Газпрома» стала сжиматься подобно шагреневой коже. Дошло до того, что зампред правления монополии Александр Круглов заявил об итоговых планах сокращения инвестпрограммы на 30% от уровня в 920 млрд в российской валюте. Подобные «революционные» намерения стали вызывать серьезные опасения ряда экспертов. В конце концов Владимир Путин согласился на вариант, который внешне выглядел компромиссным. По словам премьера, инвестпрограмма газового концерна должна была составить 775 млрд рублей (что на 15,8% меньше варианта в 920 млрд). Однако необходимо учитывать, что в новую версию документа оказались заложены расходы на выкуп акций «Газпром нефти», ранее принадлежавших итальянской Eni. Стоимость пакета — около 4 млрд долларов, то есть за вычетом данных средств получается все то же масштабное сокращение инвестпрограммы газовой монополии почти на треть.

Теперь же мы вроде бы видим «самый окончательный» объем инвестиционной программы. С учетом падения спроса на газ относительно «скромная» цифра в 761 млрд рублей сама по себе может быть обоснованной. Вызывает сомнения другое — насколько сокращение инвестиций коснется именно добычных проектов. Ведь отказ от достаточных вложений в месторождения — это риск получить серьезные проблемы в тот период, когда спрос на газ восстановится. А это точно произойдет — кризисы наступают и проходят, а неразработанные в срок месторождения нельзя будет запустить в оперативном порядке. В этом смысле остается надеяться, что уже озвученные «Газпромом» решения о переносе сроков разработки, например, Бованенковского месторождения, не станут основной линией поведения газового гиганта в борьбе с кризисом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики