Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» уточняет антикризисный бюджет

«Газпром» уточняет антикризисный бюджет

Совет директоров «Газпрома» 30 сентября одобрил антикризисные поправки в бюджет концерна на этот год. Уже известно, что новый уточненный бюджет предусматривает снижение доходов монополии на 11% — до 3,3 трлн рублей, при этом обязательства, расходы и инвестиции в целом снижаются на 3%, т. е. до 3,68 трлн в российской валюте. Инвестпрограмма сокращается до 761,53 млрд рублей, капиталовложения же снизятся на треть.

Тенденции к уменьшению расходов «Газпрома» наблюдаются уже много месяцев — фактически все время с начала общемирового финансового кризиса осенью 2008 года. Напомним, началось все с утверждений заместителя председателя правления «Газпрома» Валерия Голубева, который в августе 2008 года говорил о том, что стоимость инвестпрограммы газового концерна на 2009 год составит «более 1 трлн рублей». К концу года, когда стали понятны масштаба «просадки» экономики, было принято решение ограничиться объемом в 920 млрд рублей.

Затем практически чуть ли через каждые несколько недель в заявлениях топ-менеджеров концерна планируемая инвестпрограмма «Газпрома» стала сжиматься подобно шагреневой коже. Дошло до того, что зампред правления монополии Александр Круглов заявил об итоговых планах сокращения инвестпрограммы на 30% от уровня в 920 млрд в российской валюте. Подобные «революционные» намерения стали вызывать серьезные опасения ряда экспертов. В конце концов Владимир Путин согласился на вариант, который внешне выглядел компромиссным. По словам премьера, инвестпрограмма газового концерна должна была составить 775 млрд рублей (что на 15,8% меньше варианта в 920 млрд). Однако необходимо учитывать, что в новую версию документа оказались заложены расходы на выкуп акций «Газпром нефти», ранее принадлежавших итальянской Eni. Стоимость пакета — около 4 млрд долларов, то есть за вычетом данных средств получается все то же масштабное сокращение инвестпрограммы газовой монополии почти на треть.

Теперь же мы вроде бы видим «самый окончательный» объем инвестиционной программы. С учетом падения спроса на газ относительно «скромная» цифра в 761 млрд рублей сама по себе может быть обоснованной. Вызывает сомнения другое — насколько сокращение инвестиций коснется именно добычных проектов. Ведь отказ от достаточных вложений в месторождения — это риск получить серьезные проблемы в тот период, когда спрос на газ восстановится. А это точно произойдет — кризисы наступают и проходят, а неразработанные в срок месторождения нельзя будет запустить в оперативном порядке. В этом смысле остается надеяться, что уже озвученные «Газпромом» решения о переносе сроков разработки, например, Бованенковского месторождения, не станут основной линией поведения газового гиганта в борьбе с кризисом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики