Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ереван не поднимет цену газа

Ереван не поднимет цену газа

Но «Газпром» может снизить инвестиции в Армении

«Газпром» в последний момент смог договориться с новыми властями Армении о повышении цены на газ для страны с 2019 года на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Впрочем, соглашение выглядит формальным: цена выросла для ЗАО «Газпром Армения», но внутренние тарифы Ереван повышать не готов. По мнению экспертов, фактически «Газпром» мог отменить внутреннюю скидку, за счет которой его дочерняя компания инвестировала в инфраструктуру страны.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и и. о. вице-премьера Армении Мгер Григорян «на флажке» 31 декабря подписали допсоглашение к контракту на поставку газа ЗАО «Газпром Армения» (газораспределительная организация страны, 100% у «Газпрома»). Цена газа для Армении на границе с Грузией с начала 2019 года выросла на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Соглашение от 2016 года опускало цену с тех же $165 до $150 за тысячу кубометров.

«Газпром» — единственный поставщик газа потребителям Армении (Ереван также получает газ из Ирана, но использует его только для производства электроэнергии, которую поставляет Тегерану). Контракт с ЗАО «Газпром Армения» был заключен в 2013 году на поставку до 2,5 млрд кубометров в год в 2014–2018 годах. За девять месяцев 2018 года «Газпром» экспортировал 1,37 млрд кубометров.

Переговоры о допсоглашении «Газпрому» пришлось вести уже с новыми властями Армении: весной 2018 года в стране по итогам переворота премьером стал оппозиционер Никол Пашинян. После этого отношения Еревана с российскими госструктурами осложнились. В июле комитет по госдоходам выявил налоговые нарушения в нескольких газозаправочных компаниях, в том числе дочерней компании ЗАО «Газпром Армения» «Автогаз». Затем были предъявлены налоговые претензии дочернему ОАО РЖД ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» и самому ЗАО «Газпром Армения». В газовой компании опровергали обвинения и заявляли, что в течение двух лет она несет ежегодные убытки в $27,6 млн. Правительство настаивало на снижении цены на газ с 2019 года. В итоге стороны договорились, что стоимость газа вырастет, но тарифы для внутреннего рынка ($290 за тысячу кубометров) — нет.

Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года
Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года

Граждане Армении сегодня не чувствуют, что получают из России дешевый газ. Причиной тому может быть неэффективное управление, в том числе коррупционные риски

В «Газпроме» не комментируют итоги переговоров. Как заявил Мгер Григорян 7 января «Радио Азатутюн» (армянская служба «Радио Свобода»), обсуждение цены газа для армянских потребителей правительство и «Газпром Армения» начнут 8 января. По его словам, пока не будет четкого решения, газораспределительная компания не станет обращаться в Комиссию по регулированию общественных услуг Армении с заявкой на пересмотр тарифов: «Должно быть сделано все для того, чтобы тариф не повысился... Более эффективная работа компании и сокращение лишних расходов исходит также из интересов ЗАО "Газпром Армения". Причем была выражена подобная готовность». Чиновник отметил, что обсуждение может затянуться на несколько месяцев.

Пресс-секретарь и. о. премьера Армении Арман Егоян пояснил ТАСС, что «о субсидии со стороны государства нет речи». О том, что тарифы сохранятся на прежнем уровне «благодаря внутренним регулировкам», говорил и Никол Пашинян. Он заверил, что сохранение тарифа не приведет к накоплению долгов и необходимости уступок российской стороне армянских активов. При этом Армения продолжит и переговоры о закупке газа с Ираном.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что новые договоренности «Газпрома» и властей Армении могут привести к сокращению маржи ЗАО «Газпром Армения», но не станут критическими. Алексей Гривач из ФНЭБ полагает, что частично отменена скидка, которую «Газпром» предоставлял ЗАО «Газпром Армения» для обеспечения инвестиций в развитие инфраструктуры. В условиях, когда новые власти предприняли резкие шаги по отношению к дочерней компании «Газпрома», было бы странно ожидать сохранения ресурса внутри Армении, считает эксперт. Но, добавляет он, это может стать предметом дальнейших переговоров.

Авторы: Айк Халатян, Ереван; Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики