Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ереван не поднимет цену газа

Ереван не поднимет цену газа

Но «Газпром» может снизить инвестиции в Армении

«Газпром» в последний момент смог договориться с новыми властями Армении о повышении цены на газ для страны с 2019 года на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Впрочем, соглашение выглядит формальным: цена выросла для ЗАО «Газпром Армения», но внутренние тарифы Ереван повышать не готов. По мнению экспертов, фактически «Газпром» мог отменить внутреннюю скидку, за счет которой его дочерняя компания инвестировала в инфраструктуру страны.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и и. о. вице-премьера Армении Мгер Григорян «на флажке» 31 декабря подписали допсоглашение к контракту на поставку газа ЗАО «Газпром Армения» (газораспределительная организация страны, 100% у «Газпрома»). Цена газа для Армении на границе с Грузией с начала 2019 года выросла на 10%, до $165 за тысячу кубометров. Соглашение от 2016 года опускало цену с тех же $165 до $150 за тысячу кубометров.

«Газпром» — единственный поставщик газа потребителям Армении (Ереван также получает газ из Ирана, но использует его только для производства электроэнергии, которую поставляет Тегерану). Контракт с ЗАО «Газпром Армения» был заключен в 2013 году на поставку до 2,5 млрд кубометров в год в 2014–2018 годах. За девять месяцев 2018 года «Газпром» экспортировал 1,37 млрд кубометров.

Переговоры о допсоглашении «Газпрому» пришлось вести уже с новыми властями Армении: весной 2018 года в стране по итогам переворота премьером стал оппозиционер Никол Пашинян. После этого отношения Еревана с российскими госструктурами осложнились. В июле комитет по госдоходам выявил налоговые нарушения в нескольких газозаправочных компаниях, в том числе дочерней компании ЗАО «Газпром Армения» «Автогаз». Затем были предъявлены налоговые претензии дочернему ОАО РЖД ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» и самому ЗАО «Газпром Армения». В газовой компании опровергали обвинения и заявляли, что в течение двух лет она несет ежегодные убытки в $27,6 млн. Правительство настаивало на снижении цены на газ с 2019 года. В итоге стороны договорились, что стоимость газа вырастет, но тарифы для внутреннего рынка ($290 за тысячу кубометров) — нет.

Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года
Никол Пашинян, премьер Армении, 9 сентября 2018 года

Граждане Армении сегодня не чувствуют, что получают из России дешевый газ. Причиной тому может быть неэффективное управление, в том числе коррупционные риски

В «Газпроме» не комментируют итоги переговоров. Как заявил Мгер Григорян 7 января «Радио Азатутюн» (армянская служба «Радио Свобода»), обсуждение цены газа для армянских потребителей правительство и «Газпром Армения» начнут 8 января. По его словам, пока не будет четкого решения, газораспределительная компания не станет обращаться в Комиссию по регулированию общественных услуг Армении с заявкой на пересмотр тарифов: «Должно быть сделано все для того, чтобы тариф не повысился... Более эффективная работа компании и сокращение лишних расходов исходит также из интересов ЗАО "Газпром Армения". Причем была выражена подобная готовность». Чиновник отметил, что обсуждение может затянуться на несколько месяцев.

Пресс-секретарь и. о. премьера Армении Арман Егоян пояснил ТАСС, что «о субсидии со стороны государства нет речи». О том, что тарифы сохранятся на прежнем уровне «благодаря внутренним регулировкам», говорил и Никол Пашинян. Он заверил, что сохранение тарифа не приведет к накоплению долгов и необходимости уступок российской стороне армянских активов. При этом Армения продолжит и переговоры о закупке газа с Ираном.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что новые договоренности «Газпрома» и властей Армении могут привести к сокращению маржи ЗАО «Газпром Армения», но не станут критическими. Алексей Гривач из ФНЭБ полагает, что частично отменена скидка, которую «Газпром» предоставлял ЗАО «Газпром Армения» для обеспечения инвестиций в развитие инфраструктуры. В условиях, когда новые власти предприняли резкие шаги по отношению к дочерней компании «Газпрома», было бы странно ожидать сохранения ресурса внутри Армении, считает эксперт. Но, добавляет он, это может стать предметом дальнейших переговоров.

Авторы: Айк Халатян, Ереван; Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 09.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики