Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия, Иран и Азербайджан вернутся к энергетическому коридору "Север-Юг"

Россия, Иран и Азербайджан вернутся к энергетическому коридору "Север-Юг"

В рамках трехстороннего саммита с участием России, Ирана и Азербайджана стороны могут вновь вернуться к обсуждению проекта энергетического коридора «Север-Юг». Но при реализации подобных проектов следует четко определиться, в чем он выгоден России, так как Иран и Азербайджан являются нашими прямыми конкурентами на мировых рынках энергоносителей, отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Энергетический коридор "Север-Юг"

Россия занимается подготовкой трехстороннего саммита с участием Ирана и Азербайджана, заявил в рамках ежегодной пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров. Первый саммит в подобном формате с участием лидеров трех государств прошел в ноябре 2017 года в Тегеране, где президент РФ Владимир Путин пригласил своих коллег встретиться в следующий раз в Москве.

Одной из ключевых тем саммита, скорее всего, станет вопрос объединения энергосистем трех стран. Рабочая группа уже занимается проработкой этой темы. В Минэнерго Азербайджана годом ранее даже заявляли о перспективах формирования энергетического коридора «Север-Юг». Но для реализации этого проекта необходимые соответствующие правовые соглашения, графики и сроки реализации работ.

«Подобные идеи всегда выглядят красиво – интеграция, объединения, выстраивание всевозможных коридоров и колец, но на практике такие проекты не всегда выгодны для России. Конечно, энергетическое кольцо БРЭЛЛ было выгодно нам. Оно не только обеспечивало надежность энергоснабжения на западе России, Белоруссии и Прибалтики, но и позволяло заниматься экспортом электроэнергии.  В проекте с Азербайджаном и Ираном все не так однозначно.

Если мы говорим об электроэнергетике, то сейчас всех устраивает текущее положение. Каждая из наших стран обладает достаточным объемом своей генерации, и особых проблем здесь никто не испытывает. Россия могла бы экспортировать энергию разве что на север Ирана, где есть определенный дефицит энергомощностей, но Тегерану по силам и самостоятельно его ликвидировать. Тем более в прошлом году они уже дотянули на север страны собственный газопровод», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков

Сотрудничество на Каспии 

Возможно, энергокоридор планируется использовать в различных программах для обеспечения сезонных взаимоперетоков, свопов и обмена электроэнергией с транзитом через третьи страны, как это делалось в советское время.  Но по мнению нашего собеседника, еще не факт, что себестоимость доставки позволит сохранить какую-то выгоду.

«В итоге для России в этом проекте просматривается не так много бонусов, которые в итоге нивелируются возможными ограничениями против Ирана. Торговать странам будет довольно опасно и рискованно, чтобы не попасть под санкции США», - добавляет эксперт.

Еще один вопрос, который обязательно будет затрагиваться в рамках трехстороннего саммита связан с сотрудничеством на Каспии. Речь идет как о нефтяных проектах, так и о газовой кооперации. В случае реализации совместных проектов мы можем не только получить дополнительную прибыль от поставок энергоресурсов, но и использовать сотрудничество для решения политических проблем. Хотя помимо вопросов кооперации обязательно стоит учесть и моменты, связанные с конкуренцией.

«Если мы говорим про газ или нефть, то здесь также все выглядит также неоднозначно. С Азербайджаном мы являемся прямыми конкурентами на рынке нефти и газа. Последнее время у них есть проблемы с добычей газа, и они вернулись к его закупкам у нас, чтобы выполнить обязательства по экспортным контрактам и закрыть собственные нужды. Но какой-то новый коридор для продажи Азербайджану газа строить не нужно, вся инфраструктура есть. Иран в плане газа также выглядит самодостаточно, оставаясь одним из лидеров в мире по запасам.

Единственное что может интересовать Иран – это торговля с нами в обход санкций, потому что количество клиентов, покупающих у них нефть, продолжит сокращаться. Но и нам не стоит лишний раз подпадать под дополнительные санкции, тем более чтобы помочь своему конкуренту на мировом рынке энергоносителей. Пока сложно на практике сказать, как может быть реализовано энергетическое сотрудничество России, Ирана и Азербайджана, потому что мы все конкуренты на мировых энергорынках», - резюмирует Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 16.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики