Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не согласен со списанием долгов за газ в Чечне

«Газпром» не согласен со списанием долгов за газ в Чечне

Компания намерена оспорить решение грозненского суда, а эксперты предупреждают о возможных нарушениях платежной дисциплины в других регионах

Решение грозненского суда списать более 9 млрд рублей долгов за газ жителям Чечни противоречит действующим нормам права, сообщил зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев. По его словам, «безнадежной» задолженность должна признать сама компания, а суд не запрашивал на этот счет никаких данных.

В свою очередь, «Газпром межрегионгаз» заявил, что будет оспаривать решение суда, и подтвердил, что было принято судебное решение о списании более 9 млрд рублей долга.
Эта сумма относится к периоду с 2007-го по 2015 год.

На стороне газовой компании Генпрокуратура. Она поручила прокурору Чечни поддержать жалобу «Газпром межрегионгаза», также ведомство начало служебную проверку «в связи с необоснованным обращением в суд с исковым заявлением».

Ранее министр национальной политики Чечни Джамбулат Умаров объяснял решение суда «спецификой региона» и тем, что «задолженность образовалась в течение боевых действий».
Голубев на это ответил, что долги не связаны с периодом военных действий, они возникли из-за низкой платежной дисциплины.

Ситуацию комментирует советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов: 

«Это тот случай, когда однозначно указать на то, какая из сторон права, а какая нет, достаточно сложно. С одной стороны, действительно имеет место определенная специфика региона. В частности, высокая доля государственной занятости, достаточно низкие зарплаты. Большие семьи и, как следствие, высокие коммунальные расходы. И проблема с долгами по оплате газа характерна не только для Чеченской Республики, но и для многих других субъектов Северо-Кавказского региона. Поэтому объективное зерно в аргументах сторонников списания безнадежных долгов есть. С другой стороны, если правительство решится на подобный шаг, это создаст очень опасный прецедент. И весьма вероятно, что этот прецедент спровоцирует аналогичные инициативы со стороны других регионов. Поэтому списание такого рода долгов — это открытие ящика Пандоры. И большой вопрос, решится или не решится правительство на эти действия. Если речь идет о последствиях боевых действий, то гораздо правильнее было бы выдать какую-то целевую субсидию, которую можно было бы использовать для погашения таких долгов. Либо же, соответственно, применить там, где это возможно и целесообразно, процедуру банкротства, личного банкротства граждан. Легко догадаться, что на определенном уровне противостояния, если «Межрегионгаз» решит жестко отстаивать свою позицию, слушания будут перенесены в Верховный суд, где какая-либо региональная специфика вряд ли будет влиять на результаты рассмотрения».

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник допускает, что часть безнадежных долгов может быть списана, но по всей стране:

«Часть каких-то долгов, которые утратили свою актуальность и давность по годам, возможно, надо пересмотреть. И по всему федеральному срезу, возможно, есть какие-то реально долги, которые просто болтаются, и, кроме как списать, ничего другого с ними сделать нельзя. А саму проблему надо как-то решать, и нагрузку в основном несет «Газпром». «Газпром» — госкомпания, тем не менее этот момент есть. А насчет списаний, допустим, государство идет иногда навстречу — вот налоговая амнистия, но, с другой стороны, это дает добропорядочным гражданам, которые исправно платят налоги, коммунальные услуги и так далее, повод задуматься, где тогда справедливость для них».

После решения грозненского суда с требованиями списать долги жителей выступили депутаты региональных парламентов Чувашии, Пензенской и Смоленской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов. 

Источник: BFM.RU, 22.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики