Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ выступил с предложением по совершенствованию российского газового рынка

ФНЭБ выступил с предложением по совершенствованию российского газового рынка

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) выступил с предложениями по совершенствованию рынка газа и выполнению задачи по созданию общего рынка газа ЕАЭС. В докладе Фонда, предоставленном Центру энергетической экспертизы, отмечается, что стратегическая цель по формированию общего рынка газа в странах ЕАЭС может быть достигнута только на основе унификации правил функционирования по всей цепочке — от добычи до реализации конечным потребителям.

Россия формирует свыше 90% добычи и потребления газа, отмечают эксперты ФНЭБ. Однако рынок газа в России имеет большое количество перекосов, которые приводят к масштабным явлениям перекрестного субсидирования. При этом газовая отрасль (и особенно «Газпром») является одним из важнейших доноров бюджета, опорой экономической конкурентоспособности, энергетической безопасности.

Для того чтобы перейти к формированию общих правил игры в газовой сфере на пространстве ЕАЭС, России нужно иметь понятную модель внутреннего рынка газа.

По мнению аналитиков фонда, необходимо стимулировать внутреннее потребление газа. ФНЭБ называет основные направления, где потенциал газа раскрыт не в полной мере. Это газохимия, газомоторное топливо, газоснабжение коттеджных поселков. 

ФНЭБ НАЗЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ГДЕ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗА РАСКРЫТ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ. ЭТО ГАЗОХИМИЯ, ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ КОТТЕДЖНЫХ ПОСЕЛКОВ

Меры стимулирования должны включать, в том числе, ускорение процедур получения разрешений, проектирования и ввода объектов газоснабжения, предоставление налоговых льгот, кредитных ресурсов с пониженной ставкой или субсидий для подобных проектов.

Рынок газа в России функционирует по принципу замещения объемов, где независимые производители играют роль базового поставщика, а «Газпром» - замыкающего. В последние несколько лет из-за профицита газа независимые производители стали отбирать наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им скидку и более гибкие условия, и тем самым оставляли снабжение остальной части рынка «Газпрому». В результате именно независимые производители в настоящее время являются основными противниками развития конкуренции.

По мнению аналитиков ФНЭБ, двухсекторная модель рынка (поставки населению и поставки промышленным потребителям) должна сохраниться, а все преобразования могут быть направлены на сегмент снабжения газом крупных промышленных потребителей.

Проблемы для рынка создает также дифференциация потребителей по поясам. Если не брать в расчет потребителей в ЯНАО, ХМАО и Тюменской области, то разница в ценах на газ между Республикой Коми и Краснодарским краем составляет 1067 рублей на тыс. кубометров (30%) при разнице в расстоянии транспортировки в 2500 км (в 1,6 раза), говорится в докладе. Для сравнения: цена в ЯНАО и в Коми разнится на 1078 рублей при расстоянии между ними в 1200 км. «Ни о какой сбалансированности в сегодняшней системе ценообразования на газ и тарифах на транспортировку речи не идет», - подчеркивают аналитики Фонда.

Унификация цен на газ для промышленности в стране с одновременным введением сетевого тарифа на транспортировку газа промышленным потребителям могла бы решить эту проблему. Это распространило бы конкуренцию между «Газпромом» и независимыми поставщиками на всю территорию действия ЕСГ, создало бы стимулы для инвестиций в производства по переработке газа в непосредственной близости от рынков сбыта внутри страны и на экспорт.

При этом рост цен на газ для более близких к местам основной добычи регионов не стал бы чрезмерной нагрузкой (максимум 30% — для Коми и Курганской области, для Урала — около 20%, Поволжья — 10–15%, а для Центра России — 2%).

В числе мер, необходимых для совершенствования газового рынка, ФНЭБ называет развитие биржевой торговли газом. Однако для этого необходимы механизмы, которые будут, поощрять участие производителей и потребителей в торгах, а другой стороны — ограничат возможности сговора. Аналитики Фонда предлагают, во-первых, всех крупных производителей газа с объемами добычи в зоне действия ЕСГ свыше 1 млрд кубометров товарного газа обязать продавать часть газа на бирже. По общим оценкам, не менее 10% от объемов потребностей рынка должно реализовываться через открытые торги. Во-вторых, предлагается ввести штрафы за недобор и перебор газа по действующим контрактам. И наконец, третье мерой может стать разрешение потребителям перепродавать через биржу невостребованные ими объемы газа на суточных и месячных торгах, что позволит им компенсировать часть издержек и одновременно повысит ликвидность и оборачиваемость биржевых торгов.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики