Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ выступил с предложением по совершенствованию российского газового рынка

ФНЭБ выступил с предложением по совершенствованию российского газового рынка

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) выступил с предложениями по совершенствованию рынка газа и выполнению задачи по созданию общего рынка газа ЕАЭС. В докладе Фонда, предоставленном Центру энергетической экспертизы, отмечается, что стратегическая цель по формированию общего рынка газа в странах ЕАЭС может быть достигнута только на основе унификации правил функционирования по всей цепочке — от добычи до реализации конечным потребителям.

Россия формирует свыше 90% добычи и потребления газа, отмечают эксперты ФНЭБ. Однако рынок газа в России имеет большое количество перекосов, которые приводят к масштабным явлениям перекрестного субсидирования. При этом газовая отрасль (и особенно «Газпром») является одним из важнейших доноров бюджета, опорой экономической конкурентоспособности, энергетической безопасности.

Для того чтобы перейти к формированию общих правил игры в газовой сфере на пространстве ЕАЭС, России нужно иметь понятную модель внутреннего рынка газа.

По мнению аналитиков фонда, необходимо стимулировать внутреннее потребление газа. ФНЭБ называет основные направления, где потенциал газа раскрыт не в полной мере. Это газохимия, газомоторное топливо, газоснабжение коттеджных поселков. 

ФНЭБ НАЗЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ГДЕ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗА РАСКРЫТ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ. ЭТО ГАЗОХИМИЯ, ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ КОТТЕДЖНЫХ ПОСЕЛКОВ

Меры стимулирования должны включать, в том числе, ускорение процедур получения разрешений, проектирования и ввода объектов газоснабжения, предоставление налоговых льгот, кредитных ресурсов с пониженной ставкой или субсидий для подобных проектов.

Рынок газа в России функционирует по принципу замещения объемов, где независимые производители играют роль базового поставщика, а «Газпром» - замыкающего. В последние несколько лет из-за профицита газа независимые производители стали отбирать наиболее платежеспособных клиентов, предлагая им скидку и более гибкие условия, и тем самым оставляли снабжение остальной части рынка «Газпрому». В результате именно независимые производители в настоящее время являются основными противниками развития конкуренции.

По мнению аналитиков ФНЭБ, двухсекторная модель рынка (поставки населению и поставки промышленным потребителям) должна сохраниться, а все преобразования могут быть направлены на сегмент снабжения газом крупных промышленных потребителей.

Проблемы для рынка создает также дифференциация потребителей по поясам. Если не брать в расчет потребителей в ЯНАО, ХМАО и Тюменской области, то разница в ценах на газ между Республикой Коми и Краснодарским краем составляет 1067 рублей на тыс. кубометров (30%) при разнице в расстоянии транспортировки в 2500 км (в 1,6 раза), говорится в докладе. Для сравнения: цена в ЯНАО и в Коми разнится на 1078 рублей при расстоянии между ними в 1200 км. «Ни о какой сбалансированности в сегодняшней системе ценообразования на газ и тарифах на транспортировку речи не идет», - подчеркивают аналитики Фонда.

Унификация цен на газ для промышленности в стране с одновременным введением сетевого тарифа на транспортировку газа промышленным потребителям могла бы решить эту проблему. Это распространило бы конкуренцию между «Газпромом» и независимыми поставщиками на всю территорию действия ЕСГ, создало бы стимулы для инвестиций в производства по переработке газа в непосредственной близости от рынков сбыта внутри страны и на экспорт.

При этом рост цен на газ для более близких к местам основной добычи регионов не стал бы чрезмерной нагрузкой (максимум 30% — для Коми и Курганской области, для Урала — около 20%, Поволжья — 10–15%, а для Центра России — 2%).

В числе мер, необходимых для совершенствования газового рынка, ФНЭБ называет развитие биржевой торговли газом. Однако для этого необходимы механизмы, которые будут, поощрять участие производителей и потребителей в торгах, а другой стороны — ограничат возможности сговора. Аналитики Фонда предлагают, во-первых, всех крупных производителей газа с объемами добычи в зоне действия ЕСГ свыше 1 млрд кубометров товарного газа обязать продавать часть газа на бирже. По общим оценкам, не менее 10% от объемов потребностей рынка должно реализовываться через открытые торги. Во-вторых, предлагается ввести штрафы за недобор и перебор газа по действующим контрактам. И наконец, третье мерой может стать разрешение потребителям перепродавать через биржу невостребованные ими объемы газа на суточных и месячных торгах, что позволит им компенсировать часть издержек и одновременно повысит ликвидность и оборачиваемость биржевых торгов.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики