Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очевидное-невероятное. Почему Украина боится потерять транзит российского газа в Европу

Очевидное-невероятное. Почему Украина боится потерять транзит российского газа в Европу

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с порталом Baltnews.lt заявил, что ситуация с транзитом российского газа является для Украины одним из наиболее важных вопросов, который ставит под сомнение благополучие экономики страны.

Что случилось

Завершение газового контакта между Москвой и Киевом о транзите газа в Европу приведет к падению экономики Украины, заявил депутат Верховной Рады Вадим Рабинович.

По словам украинского депутата, в случае потери транзита российского газа Киев будет вынужден платить огромные финансовые средства на содержание недействующего газопровода.

"Первого января (2020 года – прим. Baltnews.lt) заканчивается контракт с Россией на поставку газа и на гарантированные объемы. Для того чтобы обслуживать даже пустую трубу, нам нужно три миллиарда долларов в год. Теперь не будет ничего – договор новый не заключают. С чем мы останемся?" – заявил Рабинович в эфире телеканала NewsOne, сообщает РИА Новости

Вопрос на 2 млрд долларов

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с порталом Baltnews.lt рассказал, что ситуация с транзитом российского газа является для Украины одним из наиболее важных вопросов, который ставит под вопрос благополучие экономики республики.

"Не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике, чтобы понять, что если из экономики изъять примерно два млрд долларов в год, то, конечно, это приведет к плохим последствиям для экономики страны, здесь все довольно очевидно. Если бы не было таких печальных последствий, я думаю, тогда бы руководство Украины так бы не боролось за сохранение этого транзита", – сказал он.

"Петр Порошенко (президент Украины – прим. Baltnews.lt) уверяет, что его главная задача – разорвать все экономические связи с Россией. Почему-то он рвет все, кроме транзита, который он хочет оставить. И понятно почему: потому что 2 млрд долларов ежегодно на дороге не валяются. При этом для их зарабатывания ничего не нужно делать – все уже сделано: газопроводы построены еще в советское время, их лишь нужно поддерживать в рабочем состоянии", – подчеркнул Симонов

При этом он отметил, что транзит российского газа является высокомаржинальным бизнесом, в котором Украина экономически крайне заинтересована.

"Если посмотреть официальные отчеты "Нафтогаза", там можно обнаружить, что, по официальным данным, его маржинальность превышает 60% – это официально они пишут в своих отчетах. Сколько там реально и догадываться не хочется. Это высокомаржинальный бизнес, который Украина терять не хочет. Я, правда, думаю, что вряд ли эти деньги доходят до украинских избирателей и самой экономики Украины, но тем не менее все равно "Нафтогаз" платит налоги и так далее. Это госкомпания, как она распоряжается прибылью – чтобы это узнать, нужно проводить отдельное расследование", – рассказал эксперт.

"В целом это, безусловно, очень приличные деньги, и Украина – страна не настолько богатая, чтобы безболезненно перенести потерю двух миллиардов долларов ежегодно, для зарабатывания которых, повторюсь, не нужно делать абсолютно ничего", – подытожил Симонов.

Что по транзиту?

21 января 2019 года начались консультации перед трехсторонней встречей с Украиной по газу, которые начали Россия и Еврокомиссия (ЕК). 

Евросоюз считает, что сохранение транзита российского природного газа через территорию Украины даст значительные поступления средств в бюджет страны. ЕК представила предложение по формату будущего контракта между Москвой и Киевом: он должен быть подписан на срок более десяти лет, а его объемы привлекательными, в том числе для инвесторов, которые будут приглашены для модернизации газотранспортной системы Украины (ГТС).

В ходе переговоров министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески привлекательным, а маршрут – конкурентоспособным. При этом он отметил, что Украина должна представить четкий план управления своей ГТС, а "Газпрому" и "Нафтогазу" в свою очередь необходимо урегулировать судебные проблемы.

Переговоры по обсуждению контракта о транзите газа в Европу через Украину будут продолжены в мае этого года. 

Источник: Baltnews.lt, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики