Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайские деньги не пошли в «Газпром»

Китайские деньги не пошли в «Газпром»

Амурский ГПЗ начали строить за счет бридж-кредита

«Газпром» не смог получить деньги на строительство Амурского ГПЗ от китайского China Development Bank и вынужден был привлекать краткосрочный бридж-кредит на два года. Договориться о долгосрочном займе на $14 млрд монополия попытается в среду с 27 банками, но гарантии у европейских кредитных агентств получены только на половину суммы. Эксперты отмечают, что решение китайцев можно объяснить давлением Вашингтона, а «Газпром» мог бы и сам профинансировать проект, но это бы снизило дивиденды монополии.

«Газпром» в 2019 году будет строить Амурский ГПЗ мощностью до 42 млрд кубометров газа за счет бридж-кредита, сообщил агентствам глава финансово-экономического департамента монополии Александр Иванников в кулуарах European Gas Conference в Вене. Он не назвал банк, давший кредит, подчеркнув, что это не китайский China Development Bank (CDB) и не российские банки. Краткосрочные бридж-кредиты, как правило, с менее выгодными условиями обычно берутся для покрытия текущих потребностей в ожидании более долгосрочного и выгодного кредита. «Газпрому» он понадобился, так как компания не договорилась о проектном финансировании с CDB.

Строительство Амурского ГПЗ необходимо для переработки газа, который будет поставляться по «Силе Сибири» в Китай.

Ввести первые две линии ГПЗ планируется в апреле 2021 года, полностью — к январю 2025 года. Как сообщал в декабре 2018 года глава «Газпрома» Алексей Миллер, Амурский ГПЗ готов на 24%. Его стоимость — 950 млрд руб., 70% должны пойти через проектное финансирование, и «Газпром» рассчитывал на подписание соглашений о финансировании в четвертом квартале 2018 года.

Как пояснил господин Иванников, основную часть из $20 млрд инвестиций в Амурский ГПЗ должен был предоставить CDB под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств (ЭКА). В конце ноября 2018 года топ-менеджер пояснял, что подписание документов по предварительному финансированию Амурского ГПЗ с основными кредиторами затянулось по вине китайских банков. Они лидеры по объему финансирования и «очень тугие переговорщики, видят риски там, где даже европейцы не видят», говорил он тогда. Теперь он пояснил, что кредитору «начинают выкручивать руки», но бридж-кредита хватит на два года.

Деньги на ГПЗ с 2020 года «Газпром» собирается занять у «ряда других банков», синдикацию кредита планируется завершить до конца этого года. Пока компания договорилась о гарантиях с итальянской Sace, немецкой Hermes и французской Coface на $7 млрд из необходимых $14 млрд. 30 января «Газпром» планирует встречу с 27 банками. По словам Александра Иванникова, компания заинтересована в рефинансировании других строек, где планировалось проектное финансирование («Северный поток-2» и «Турецкий поток»), но сконцентрируется на привлечении средств на Амурский ГПЗ. В монополии отметили, что «продолжают работу по привлечению проектного финансирования с европейскими, китайскими и российскими ЭКА и банками, завершить ее планируется до конца 2019 года».

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач полагает, что привлечь финансирование от CDB пока не получилось, так как на банк надавили из Вашингтона. Эксперт отмечает, что переговоры по финансированию в условиях санкций требуют больше времени, усилий и поддержки на политическом уровне. Гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев отмечает, что бридж-финансирование — временное решение и требует замены источника средств долгосрочным кредитом или облигациями. Он говорит, что следует разделять Китай и китайские банки. Производство КНР завязано на экономику США, и Пекин не будет открыто делать ничего, что спровоцирует новые шаги американцев в отношении китайских компаний, пошлин или санкций, говорит господин Лосев. «То, что "Газпром" не получил деньги напрямую у китайских банков, не говорит о том, что это невозможно сделать косвенно»,— добавил он, напомнив об опыте «Роснефти» по привлечению в Китае предоплаты по нефтяным контрактам. Финансировать проекты «Газпром» может и из прибыли или денежного потока, добавил эксперт, но дивиденды будут низкими.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики