Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение энергетических контрактов с Китаем

Продвижение энергетических контрактов с Китаем

В ходе давно уже анонсированного визита Владимира Путина в Китай были заключены новые соглашения с КНР в сфере энергетики, которые вполне могут вызвать серьезные дискуссии в экспертном сообществе. Вопросы о выгоде для России каждого конкретного договора с китайской стороной, несмотря на оптимистический настрой большинства комментаторов с обеих сторон, остаются открытыми.

Сотрудничество с Китаем планируется развивать и в сфере углеводородов, и в электроэнергетике, и в промышленной кооперации. Так, российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и китайско-сингапурский концерн Yantai намерены построить на Дальнем Востоке суперверфь для выпуска буровых платформ. Это явный конкурентный вызов для уже озвученных планов по российско-немецкой кооперации по строительству судов и морского оборудования для проектов вроде Штокмана и ямальского СПГ.

Однако главные договоренности с китайцами все же имели место в сфере природного газа. Рамочное соглашение об основных условиях поставок газа из РФ в Китай, подписанное главой «Газпрома» Алексеем Миллером руководителем китайской CNPC Цзянь Цземинем, предусматривает два экспортных маршрута в КНР. Первый — из Западной Сибири, второй — из Восточной. Общий объем поставок предполагается на уровне около 70 млрд куб. м в год; зафиксирована логика привязки ценовой формулы к индексу «нефтяной корзины».

Нельзя не заметить, что указанная цифра объемов газа весьма велика. Сам факт её опубликования — это очередной жест в адрес ЕС, своего рода неформальное заявление о готовности искать новых потребителей в том случае, если споры с европейцами по энергетическим и значимым политическим вопросам будут продолжаться.

Подробностей новый меморандум не содержит — по словам Миллера, все конкретные цифры, включая стоимость газа для планируемых долгосрочных поставок, должен будет определить коммерческий контракт. Но его в очередной раз нет — не случайно наблюдатели отмечают схожесть нынешнего несколько абстрактного меморандума с аналогичным документом 2006 года, после подписания которого не последовало никаких конкретных шагов. Напротив, тот же проект газопровода «Алтай» из Западной Сибири в КНР был «Газпромом» отвергнут. Не исключено, что данный сценарий может повториться и сейчас — ведь российская и китайская стороны никак не могут сойтись в цене, по которой КНР была бы готова закупать «голубое топливо» из РФ.

Представляется, что основная опасность исходит из следующего сценария — стороны все-таки сойдутся в цене, но за счет уступок России. Если это произойдет, то РФ и «Газпром» могут фактически подписаться под многолетними обязательствами, которые станут для них откровенно невыгодными в случае значительного роста цен на углеводороды в среднесрочной перспективе, что вполне реально. К тому же нельзя забывать о падающей добыче на основных месторождениях «Газпрома» — в случае задержек с запуском ямальских проектов может оказаться сложным выполнять свои обязательства и по поставкам газа в ЕС, и в КНР.

Наконец, нельзя забывать о политике. С одной стороны, Россия через сближение с Китаем вроде бы получает рычаг давления на Европу. Но с другой стороны, растущая экономическая и политическая мощь Поднебесной (которой будут только содействовать поставки российских углеводородов) может иметь весьма неоднозначные последствия для Москвы, учитывая замалчиваемые, но латентно существующие территориальные претензии КНР к РФ. Экспансия Китая на российский Дальний Восток и Восточную Сибирь не гарантирована, но риски подобного развития событий весьма велики (по крайней мере, подобная точка зрения имеет место в части экспертного и академического сообщества). В конце концов, очень символично, в своей постсоветской истории Россия ещё никакому другому государству добровольно не уступала свою территорию — только Китаю.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики