Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение энергетических контрактов с Китаем

Продвижение энергетических контрактов с Китаем

В ходе давно уже анонсированного визита Владимира Путина в Китай были заключены новые соглашения с КНР в сфере энергетики, которые вполне могут вызвать серьезные дискуссии в экспертном сообществе. Вопросы о выгоде для России каждого конкретного договора с китайской стороной, несмотря на оптимистический настрой большинства комментаторов с обеих сторон, остаются открытыми.

Сотрудничество с Китаем планируется развивать и в сфере углеводородов, и в электроэнергетике, и в промышленной кооперации. Так, российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и китайско-сингапурский концерн Yantai намерены построить на Дальнем Востоке суперверфь для выпуска буровых платформ. Это явный конкурентный вызов для уже озвученных планов по российско-немецкой кооперации по строительству судов и морского оборудования для проектов вроде Штокмана и ямальского СПГ.

Однако главные договоренности с китайцами все же имели место в сфере природного газа. Рамочное соглашение об основных условиях поставок газа из РФ в Китай, подписанное главой «Газпрома» Алексеем Миллером руководителем китайской CNPC Цзянь Цземинем, предусматривает два экспортных маршрута в КНР. Первый — из Западной Сибири, второй — из Восточной. Общий объем поставок предполагается на уровне около 70 млрд куб. м в год; зафиксирована логика привязки ценовой формулы к индексу «нефтяной корзины».

Нельзя не заметить, что указанная цифра объемов газа весьма велика. Сам факт её опубликования — это очередной жест в адрес ЕС, своего рода неформальное заявление о готовности искать новых потребителей в том случае, если споры с европейцами по энергетическим и значимым политическим вопросам будут продолжаться.

Подробностей новый меморандум не содержит — по словам Миллера, все конкретные цифры, включая стоимость газа для планируемых долгосрочных поставок, должен будет определить коммерческий контракт. Но его в очередной раз нет — не случайно наблюдатели отмечают схожесть нынешнего несколько абстрактного меморандума с аналогичным документом 2006 года, после подписания которого не последовало никаких конкретных шагов. Напротив, тот же проект газопровода «Алтай» из Западной Сибири в КНР был «Газпромом» отвергнут. Не исключено, что данный сценарий может повториться и сейчас — ведь российская и китайская стороны никак не могут сойтись в цене, по которой КНР была бы готова закупать «голубое топливо» из РФ.

Представляется, что основная опасность исходит из следующего сценария — стороны все-таки сойдутся в цене, но за счет уступок России. Если это произойдет, то РФ и «Газпром» могут фактически подписаться под многолетними обязательствами, которые станут для них откровенно невыгодными в случае значительного роста цен на углеводороды в среднесрочной перспективе, что вполне реально. К тому же нельзя забывать о падающей добыче на основных месторождениях «Газпрома» — в случае задержек с запуском ямальских проектов может оказаться сложным выполнять свои обязательства и по поставкам газа в ЕС, и в КНР.

Наконец, нельзя забывать о политике. С одной стороны, Россия через сближение с Китаем вроде бы получает рычаг давления на Европу. Но с другой стороны, растущая экономическая и политическая мощь Поднебесной (которой будут только содействовать поставки российских углеводородов) может иметь весьма неоднозначные последствия для Москвы, учитывая замалчиваемые, но латентно существующие территориальные претензии КНР к РФ. Экспансия Китая на российский Дальний Восток и Восточную Сибирь не гарантирована, но риски подобного развития событий весьма велики (по крайней мере, подобная точка зрения имеет место в части экспертного и академического сообщества). В конце концов, очень символично, в своей постсоветской истории Россия ещё никакому другому государству добровольно не уступала свою территорию — только Китаю.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики