Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Продвижение энергетических контрактов с Китаем

Продвижение энергетических контрактов с Китаем

В ходе давно уже анонсированного визита Владимира Путина в Китай были заключены новые соглашения с КНР в сфере энергетики, которые вполне могут вызвать серьезные дискуссии в экспертном сообществе. Вопросы о выгоде для России каждого конкретного договора с китайской стороной, несмотря на оптимистический настрой большинства комментаторов с обеих сторон, остаются открытыми.

Сотрудничество с Китаем планируется развивать и в сфере углеводородов, и в электроэнергетике, и в промышленной кооперации. Так, российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и китайско-сингапурский концерн Yantai намерены построить на Дальнем Востоке суперверфь для выпуска буровых платформ. Это явный конкурентный вызов для уже озвученных планов по российско-немецкой кооперации по строительству судов и морского оборудования для проектов вроде Штокмана и ямальского СПГ.

Однако главные договоренности с китайцами все же имели место в сфере природного газа. Рамочное соглашение об основных условиях поставок газа из РФ в Китай, подписанное главой «Газпрома» Алексеем Миллером руководителем китайской CNPC Цзянь Цземинем, предусматривает два экспортных маршрута в КНР. Первый — из Западной Сибири, второй — из Восточной. Общий объем поставок предполагается на уровне около 70 млрд куб. м в год; зафиксирована логика привязки ценовой формулы к индексу «нефтяной корзины».

Нельзя не заметить, что указанная цифра объемов газа весьма велика. Сам факт её опубликования — это очередной жест в адрес ЕС, своего рода неформальное заявление о готовности искать новых потребителей в том случае, если споры с европейцами по энергетическим и значимым политическим вопросам будут продолжаться.

Подробностей новый меморандум не содержит — по словам Миллера, все конкретные цифры, включая стоимость газа для планируемых долгосрочных поставок, должен будет определить коммерческий контракт. Но его в очередной раз нет — не случайно наблюдатели отмечают схожесть нынешнего несколько абстрактного меморандума с аналогичным документом 2006 года, после подписания которого не последовало никаких конкретных шагов. Напротив, тот же проект газопровода «Алтай» из Западной Сибири в КНР был «Газпромом» отвергнут. Не исключено, что данный сценарий может повториться и сейчас — ведь российская и китайская стороны никак не могут сойтись в цене, по которой КНР была бы готова закупать «голубое топливо» из РФ.

Представляется, что основная опасность исходит из следующего сценария — стороны все-таки сойдутся в цене, но за счет уступок России. Если это произойдет, то РФ и «Газпром» могут фактически подписаться под многолетними обязательствами, которые станут для них откровенно невыгодными в случае значительного роста цен на углеводороды в среднесрочной перспективе, что вполне реально. К тому же нельзя забывать о падающей добыче на основных месторождениях «Газпрома» — в случае задержек с запуском ямальских проектов может оказаться сложным выполнять свои обязательства и по поставкам газа в ЕС, и в КНР.

Наконец, нельзя забывать о политике. С одной стороны, Россия через сближение с Китаем вроде бы получает рычаг давления на Европу. Но с другой стороны, растущая экономическая и политическая мощь Поднебесной (которой будут только содействовать поставки российских углеводородов) может иметь весьма неоднозначные последствия для Москвы, учитывая замалчиваемые, но латентно существующие территориальные претензии КНР к РФ. Экспансия Китая на российский Дальний Восток и Восточную Сибирь не гарантирована, но риски подобного развития событий весьма велики (по крайней мере, подобная точка зрения имеет место в части экспертного и академического сообщества). В конце концов, очень символично, в своей постсоветской истории Россия ещё никакому другому государству добровольно не уступала свою территорию — только Китаю.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики