Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СМИ: Берлин и Париж урегулировали спор вокруг «Северного потока — 2» в пользу России

СМИ: Берлин и Париж урегулировали спор вокруг «Северного потока — 2» в пользу России

Франция и Германия достигли компромисса по газовой директиве ЕС. Новая редакция документа «не блокирует российский проект»

Берлин и Париж урегулировали спор вокруг «Северного потока — 2» и достигли компромисса по поправкам к газовой директиве ЕС, предложив новую их редакцию, которая не блокирует российский проект, сообщает ТАСС со ссылкой на германо-французский проект компромиссного документа.

Согласно новой версии поправок, страна, на территории которой находится пункт получения газа из морского газопровода, получит право выбора формулы применения к этому проекту правил газовой директивы. 

Документ позволяет избежать кризиса между Парижем и Берлином и позволит Франции поддержать поправки к газовой директиве ЕС, отмечают эксперты.

Ранее операторы Nord Stream 2 AG раскритиковали предложения о поправках в газовую директиву ЕС. Как заявили РИА Новости в пресс-службе компании, возможные изменения приведут к неопределенности для инвесторов и создадут дискриминационный режим регулирования отдельных проектов трубопроводов, строящихся в направлении Евросоюза.

«Мы по-прежнему согласны с подавляющим большинством представителей отрасли в Европе, которые подвергли серьезной критике законодательные предложения», — добавил собеседник агентства.

Накануне стало известно, что Париж может поддержать поправки в газовую директиву, которая распространит нормы третьего энергопакета ЕС на транснациональные проекты. Ранее считалось, что Франция занимает противоположную точку зрения, в Германии выступают против реформы.

В Кремле категорически не согласны, что «Северный поток — 2» повысит зависимость ЕС от России, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков:

«Этот нужный для России и для всего Евросоюза международный проект постоянно подвергается нападкам третьих стран. Точнее, Соединенных Штатов Америки, которые в данном случае занимают позицию несовместимую с понятиями о честной конкуренции, пытаясь вынудить европейских партнеров приобретать более дорогой в нынешней конъюнктуре, ориентировочно на 30% дороже, газ из США. Мы также, к сожалению, констатируем, что по «Северному потоку» сейчас нет единства мнений в самом Евросоюзе. Но мы надеемся, что в данном случае страны Евросоюза сами разберутся с этим вопросом. Мы по-прежнему убеждены, что проект в интересах европейских стран, как потребителей газа и Российской Федерации, как страны, которая поставляет газ. Мы по-прежнему убеждены, что экономически он гораздо более целесообразен, чем любые другие конкурентные пути доставки голубого топлива на европейский континент. Мы по-прежнему убеждены, что не может быть более безопасного и более стабильного маршрута поставки газа в Европу. Мы категорически не согласны с утверждениями, что это ведет к зависимости Европы от российского газа, потому что такого рода проекты не влекут зависимость кого-то от чего-то. Они, прежде всего, обеспечивают взаимозависимость, потому что в равной степени, насколько европейцы зависят от российского газа, также и Россия, как поставщик, зависит от европейского спроса. В свою очередь подобная взаимовыгодная взаимозависимость как раз и является залогом благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях. Российская сторона продолжает работать над этим проектом вместе с коллегами по консорциуму. Мы рассчитываем и надеемся на то, что проект будет реализован».

Как именно новая директива ЕС может затронуть «Северный поток — 2»? Об этом рассуждает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:

«Первый риск связан с тем, что в соответствии с правилом третьего энергетического пакета определенная часть мощностей таких газотранспортных систем должна быть предоставлена для третьей стороны. То есть газопровод не может быть полностью заполнен газом «Газпрома» Третий энергетический пакет предусматривает, что оператор газотранспортного проекта не должен быть никоим образом юридически связан с поставками газа. Грубо говоря, собственники и операторы трубы должны быть юридически отделены от фирм, которые занимаются поставками газа. Это тоже прямая угроза для «Газпрома». При этом практически все эксперты сходятся во мнении, что данные поправки не повлияют на строительство «Северного потока — 2». Здесь нечего возразить. «Северный поток — 2» будет достроен вне зависимости от того, будут приняты соответствующие поправки к третьему энергетическому пакету или нет. Вопрос эксплуатации «Северного потока» в связи с возможным принятием данных поправок — большой и серьезный вопрос, в первую очередь, для «Газпрома».

Еврокомиссия неоднократно пыталась добиться права на самостоятельные переговоры с Россией о «Северном потоке — 2», но безуспешно. По действующему законодательству энергетика находится в смешанной компетенции Брюсселя и стран Евросоюза. Голосование по поправкам в газовую директиву ожидается 8 февраля.

Инициативу властей ЕС оценил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

— Если в двух словах, то это попытка распространить действие третьего энергетического пакета на «Северный поток — 2». Все завуалировано, но фактически они направлены против одного-единственного проекта, потому что для всех остальных предполагаются специальные исключения. Поскольку газопровод приходит на территорию Евросоюза, значит, он должен подчиняться требованиям, действующим на внутреннем рынке ЕС. Это абсурд, поскольку это соединительный газопровод: идет сначала по территории России, затем приходит в ЕС, после чего газ поступает в европейскую систему. Эта система строится по европейским законам.

— Во что это выльется на практике?

— Если почитать позицию министерства иностранных дел Франции, там сказано, что мы продолжаем работу над поправками. Не очень понятно, что конкретно будет принято. На строительство эти поправки никак не влияют, потому что они регулируют исключительно функционирование газопровода. Понятно, что это неопределенность для эксплуатации газопровода, дополнительный риск. Мы не знаем, какие именно будут поправки, как они изменят законодательство, не приведут ли они, например, к многолетним судебным тяжбам. 

Франция объявила, что выступает за пересмотр европейской директивы по газу, сообщает Reuters. Подобная позиция может поставить под сомнение сооружение газопровода «Северный поток — 2» между Россией и Германией. Пересмотр директивы должен помочь Брюсселю взять под свою юрисдикцию энергетические рынки, в том числе газопровод.

Тем временем Берлин продолжает закулисную активность среди европейских стран, чтобы собрать блокирующее меньшинство и помешать принятию документа. Германия не станет зависимой от российских поставок газа из-за «Северного потока», заверила канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Уже в третий раз комиссия Евросоюза пытается помешать газопроводу Nord Stream 2, замечает в своем редакционном комментарии Faz. Ей следовало бы воздерживаться от продолжения попыток, потому что даже аргумент роста российского влияния не убеждает.

Президент России Владимир Путин проводит имперскую политику против интересов Европы, соглашается издание. Никто серьезно не поверит, что его можно остановить, воспрепятствовав строительству нового газопровода и продвигая интересы США по экспорту газа.

Отказ от дополнительных источников поставок газа может нанести серьезный ущерб интересам потребителей. Это еще одна причина, по которой ЕС должен отказаться от пустой символики, заключает немецкая газета. Что стоит за изменением курса Макрона? Таким вопросом задается Der Spiegel.

До сих пор федеральное правительство полагалось на Париж, чтобы защитить деликатный проект «Северного потока — 2» от своих противников в Брюсселе. Теперь французы отходят от проекта трубопровода, значит, и от Меркель, предполагает издание.

Всего несколько недель назад канцлер Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон торжественно подписали договор о дружбе, в котором обязались среди прочего обсуждать важные европейские решения. Уже на первом испытании это не сработало. Независимо от того, как пройдет голосование по директиве, это станет небольшой катастрофой для немецкой дипломатии.

Если в газовую директиву будут внесены изменения, строительство трубопровода, вероятно, не остановится, но проект будет менее эффективным по той причине, что Брюссель возьмет газопровод под более жесткий контроль. 

Источник: BFM.RU, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики