Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Ввод поправок к Газовой директиве ЕС может усложнить бюрократические процедуры вокруг "Северного потока-2", однако если это и случится, то распространится на половину объема газопровода, а в целом ничего не изменит. Об этом сказал эксперт Игорь Юшков.

Поправки к Газовой директиве Евросоюза могут заработать в этом году, но это вряд ли остановит реализацию проекта "Северный поток-2". Об этом заявил аналитик European policy centre (EPC) Марко Жили. 

Аналитик допустил возможность вступления в силу поправок уже в нынешнем году. При этом они вряд ли могут помешать запуску "Северного потока-2": "В такой форме - маловероятно остановить проект, тем не менее, нельзя исключать некоторой задержки".

На прошлой неделе Совет стран Евросоюза пришел к единой позиции по поправкам к Газовой директиве ЕС. Далее ожидаются переговоры Совета ЕС с Европарламентом (ЕП). Первое обсуждение запланировано на 12 февраля.

Цель поправок - применить определенные нормы энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны.

Больше бумаг

По старой версии газовой директивы получалось, что газ выходит на поверхность из Балтийского моря в Германию, поступает в газопровод, говорит преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Сейчас же надо сначала достроить газопровод и определять правила его использования. Тот, который идет по морской части, за 12 миль до берега становится частью Евросоюза, и его правила нужно прописывать. В этой ситуации Германии нужно будет оформить бумаги, что она разрешает его использование. То есть это процедура бюрократическая, которая не сильно скажется на функционировании проекта", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Без особых изменений

Собственно, на скорость строительства "Северного потока-2" эти директивы не влияют, они корректируют только его использование. Но важно учитывать, что половину газопровода, 27 миллиардов кубов, в любом случае можно будет загрузить, ждать всех разрешений нужно будет на другую половину. 

Кроме того, ранее была информация, что европейцы не успеют полностью достроить продолжение "Потока-2" на своей территории, и тогда с 2020 года по газопроводу в любом случае пойдут не заявленные 55 миллиардов, а около 40. 

Германия решает

"Распространение Третьего энергопакета на морскую часть газопровода значило бы, что "Газпром" не мог бы управлять газопроводом и загружал бы газом только половину объема. Что заметно ударило бы по рентабельности проекта, снизило бы интерес европейских партнеров. Эти цели и преследовала Газовая директива", - пояснил Юшков

Теперь же, после достигнутой франко-германской договоренности по поправкам Германия как страна, на берег которой выходит газопровод, единолично определяет, как регулировать его.

"А именно Берлин, как мы помним, изначально заявлял о необходимости стопроцентной загрузки мощностей", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Даже если бы поправки приняли в изначальной форме, положение вряд ли серьезно ухудшилось - Третий энергопакет не запрещает "Газпрому" быть владельцем труб, ему просто надо создать независимого оператора трубы, что несложно сделать, ранее говорил ФБА "Экономика сегодня"  директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

И далее, собственник трубы имеет право на транспортировку половины мощности, но вторая половина выставляется на аукцион, а так как других желающих транспортировать газ с берега Балтики не найдется, "Газпром" легко этот аукцион выиграет, заметил Симонов

На самом деле если честно применять этот энергопакет, с его помощью поставки из России все равно не остановить, потому что они вполне выдерживают конкуренцию. "А вот если применять его избирательно, то, конечно, можно всякие гадости придумывать", - сказал эксперт. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 11.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики