Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Ввод поправок к Газовой директиве ЕС может усложнить бюрократические процедуры вокруг "Северного потока-2", однако если это и случится, то распространится на половину объема газопровода, а в целом ничего не изменит. Об этом сказал эксперт Игорь Юшков.

Поправки к Газовой директиве Евросоюза могут заработать в этом году, но это вряд ли остановит реализацию проекта "Северный поток-2". Об этом заявил аналитик European policy centre (EPC) Марко Жили. 

Аналитик допустил возможность вступления в силу поправок уже в нынешнем году. При этом они вряд ли могут помешать запуску "Северного потока-2": "В такой форме - маловероятно остановить проект, тем не менее, нельзя исключать некоторой задержки".

На прошлой неделе Совет стран Евросоюза пришел к единой позиции по поправкам к Газовой директиве ЕС. Далее ожидаются переговоры Совета ЕС с Европарламентом (ЕП). Первое обсуждение запланировано на 12 февраля.

Цель поправок - применить определенные нормы энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны.

Больше бумаг

По старой версии газовой директивы получалось, что газ выходит на поверхность из Балтийского моря в Германию, поступает в газопровод, говорит преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Сейчас же надо сначала достроить газопровод и определять правила его использования. Тот, который идет по морской части, за 12 миль до берега становится частью Евросоюза, и его правила нужно прописывать. В этой ситуации Германии нужно будет оформить бумаги, что она разрешает его использование. То есть это процедура бюрократическая, которая не сильно скажется на функционировании проекта", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Без особых изменений

Собственно, на скорость строительства "Северного потока-2" эти директивы не влияют, они корректируют только его использование. Но важно учитывать, что половину газопровода, 27 миллиардов кубов, в любом случае можно будет загрузить, ждать всех разрешений нужно будет на другую половину. 

Кроме того, ранее была информация, что европейцы не успеют полностью достроить продолжение "Потока-2" на своей территории, и тогда с 2020 года по газопроводу в любом случае пойдут не заявленные 55 миллиардов, а около 40. 

Германия решает

"Распространение Третьего энергопакета на морскую часть газопровода значило бы, что "Газпром" не мог бы управлять газопроводом и загружал бы газом только половину объема. Что заметно ударило бы по рентабельности проекта, снизило бы интерес европейских партнеров. Эти цели и преследовала Газовая директива", - пояснил Юшков

Теперь же, после достигнутой франко-германской договоренности по поправкам Германия как страна, на берег которой выходит газопровод, единолично определяет, как регулировать его.

"А именно Берлин, как мы помним, изначально заявлял о необходимости стопроцентной загрузки мощностей", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Даже если бы поправки приняли в изначальной форме, положение вряд ли серьезно ухудшилось - Третий энергопакет не запрещает "Газпрому" быть владельцем труб, ему просто надо создать независимого оператора трубы, что несложно сделать, ранее говорил ФБА "Экономика сегодня"  директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

И далее, собственник трубы имеет право на транспортировку половины мощности, но вторая половина выставляется на аукцион, а так как других желающих транспортировать газ с берега Балтики не найдется, "Газпром" легко этот аукцион выиграет, заметил Симонов

На самом деле если честно применять этот энергопакет, с его помощью поставки из России все равно не остановить, потому что они вполне выдерживают конкуренцию. "А вот если применять его избирательно, то, конечно, можно всякие гадости придумывать", - сказал эксперт. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 11.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики