Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Газовые директивы ЕС пропустят "Северный поток-2" в Европу

Ввод поправок к Газовой директиве ЕС может усложнить бюрократические процедуры вокруг "Северного потока-2", однако если это и случится, то распространится на половину объема газопровода, а в целом ничего не изменит. Об этом сказал эксперт Игорь Юшков.

Поправки к Газовой директиве Евросоюза могут заработать в этом году, но это вряд ли остановит реализацию проекта "Северный поток-2". Об этом заявил аналитик European policy centre (EPC) Марко Жили. 

Аналитик допустил возможность вступления в силу поправок уже в нынешнем году. При этом они вряд ли могут помешать запуску "Северного потока-2": "В такой форме - маловероятно остановить проект, тем не менее, нельзя исключать некоторой задержки".

На прошлой неделе Совет стран Евросоюза пришел к единой позиции по поправкам к Газовой директиве ЕС. Далее ожидаются переговоры Совета ЕС с Европарламентом (ЕП). Первое обсуждение запланировано на 12 февраля.

Цель поправок - применить определенные нормы энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны.

Больше бумаг

По старой версии газовой директивы получалось, что газ выходит на поверхность из Балтийского моря в Германию, поступает в газопровод, говорит преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Сейчас же надо сначала достроить газопровод и определять правила его использования. Тот, который идет по морской части, за 12 миль до берега становится частью Евросоюза, и его правила нужно прописывать. В этой ситуации Германии нужно будет оформить бумаги, что она разрешает его использование. То есть это процедура бюрократическая, которая не сильно скажется на функционировании проекта", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Без особых изменений

Собственно, на скорость строительства "Северного потока-2" эти директивы не влияют, они корректируют только его использование. Но важно учитывать, что половину газопровода, 27 миллиардов кубов, в любом случае можно будет загрузить, ждать всех разрешений нужно будет на другую половину. 

Кроме того, ранее была информация, что европейцы не успеют полностью достроить продолжение "Потока-2" на своей территории, и тогда с 2020 года по газопроводу в любом случае пойдут не заявленные 55 миллиардов, а около 40. 

Германия решает

"Распространение Третьего энергопакета на морскую часть газопровода значило бы, что "Газпром" не мог бы управлять газопроводом и загружал бы газом только половину объема. Что заметно ударило бы по рентабельности проекта, снизило бы интерес европейских партнеров. Эти цели и преследовала Газовая директива", - пояснил Юшков

Теперь же, после достигнутой франко-германской договоренности по поправкам Германия как страна, на берег которой выходит газопровод, единолично определяет, как регулировать его.

"А именно Берлин, как мы помним, изначально заявлял о необходимости стопроцентной загрузки мощностей", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Даже если бы поправки приняли в изначальной форме, положение вряд ли серьезно ухудшилось - Третий энергопакет не запрещает "Газпрому" быть владельцем труб, ему просто надо создать независимого оператора трубы, что несложно сделать, ранее говорил ФБА "Экономика сегодня"  директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

И далее, собственник трубы имеет право на транспортировку половины мощности, но вторая половина выставляется на аукцион, а так как других желающих транспортировать газ с берега Балтики не найдется, "Газпром" легко этот аукцион выиграет, заметил Симонов

На самом деле если честно применять этот энергопакет, с его помощью поставки из России все равно не остановить, потому что они вполне выдерживают конкуренцию. "А вот если применять его избирательно, то, конечно, можно всякие гадости придумывать", - сказал эксперт. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 11.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики