Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Доллар по 77: кто пострадает от новых антироссийских санкций

Доллар по 77: кто пострадает от новых антироссийских санкций

США опять бьют по «деревянному»

Экономическая составляющая нового антироссийского пакета санкций, который предложен американскими сенаторами, расширена на два пункта. Первый затрагивает банки, которые «поддерживают попытки России подорвать демократические институты в других государствах». Второй направлен против инвестиций в отечественные проекты сжиженного природного газа (СПГ) за пределами нашей страны. Эксперты считают, что главную угрозу для экономики России представляют не эти меры, а санкции, которые давно пылятся на полках Сената США и касаются запрета на сделки с российскими казначейскими облигациями и блокировки зарубежных операций отечественных госбанков. 

Оценивая новые санкции США, российские чиновники не скупились на метафоры. Первый вице-премьер Антон Силуанов назвал их «с выстрелом в ногу», имея в виду нижнюю конечности США, а не России. Звучали и такие сравнения, как «медицинский случай» или «подход, граничащий с рэкетирством».

В целом, похоже, дополненный пакет санкций не сильно испугал отечественные экономические ведомства. «Россия более независима в области финансового рынка, чем другие страны. Эффект от возможных антироссийских санкций будет гораздо меньше, чем в 2014 году», — успокаивает зампред ЦБ Сергей Швецов.

Независимые эксперты также не спешат беспокоиться. По словам завкафедрой РАНХиГС Константин Корищенко, дополнительные санкции — это на 80% внутренняя самореклама сенаторов, которые их выдвигают. Ограничения, касающиеся отечественных банков, которые якобы помогают подорвать демократию в других государствах, можно предъявить большинству финансовых институтов России, которые контактируют со странами, где у США есть свои интересы. «Аналогичные претензии можно с таким же успехом выставить, например, Китаю, с которым у Вашингтона продолжаются тяжелые торговые переговоры. Эти меры, скорее, направлены на ухудшение внешнеэкономического имиджа России, но пока не способны нанести реальный урон отечественной экономике», — полагает аналитик.

«Российских проектов СПГ за рубежом не существует. Поэтому, против кого в настоящее время направлены новые ограничения, можно только догадываться», — соглашается замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Между тем, если оставить в стороне политическую риторику, то новые санкции США все-таки могут нести финансовую угрозу России. По мнению аналитика FxPro Александра Купцикевича, претензии к отечественным банкам могут снизить ликвидность всей российской финансовой системы. Если наши кредитные организации потеряют возможность получать американские кредиты, то высоки шансы, что и европейские финансовые институты предпочтут не иметь дела с русскими, а наша экономика будет оцениваться, как «высокотоксичная». Ряд крупных отечественных компаний, акции которых котируются на международных фондовых биржах, из-за отсутствия внимания со стороны иностранцев могут вообще покинуть рынок», — полагает эксперт.

Инвестиционные ограничения против СПГ-проектов могут преследовать две долгоиграющие цели. По словам Гривача, зарубежные производители технологий для производства и переработки сжиженного топлива, которых в России элементарно не существует, могут перестать экспортировать необходимое оборудование, что приведет к падению темпов развития этой отрасли в нашей стране. Кроме того, как полагает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов, санкции могут коснуться поставок российского СПГ за рубеж: если Вашингтон наложит запрет на экспорт Россией сжиженного газа, наши партнеры могут перестать заключать контракты на закупку топлива, что снизит конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке.

Между тем, как полагают эксперты, главную угрозу и по сей день представляют американские санкции, озвученные еще в августе 2018 года. Они предполагают блокировку зарубежных операций отечественных госбанков через международную систему платежей SWIFT и налагают запрет на покупку американскими инвесторами российских казначейских облигаций. «Если SWIFT является независимой от США структурой — ее штаб-квартира находится в Бельгии, то ограничения в отношении госдолга нашей страны будут гораздо более болезненными. Главным образом рискует пострадать российская валюта. В прошлом году, когда Вашингтон инициировал арест зарубежных активов нескольких крупных российских компаний, рубль за несколько дней потерял 10%. Если ситуация повторится и США все-таки наложат арест на корсчета российских госбанков на своей территории, то ситуация рискует повториться. По оценке директора ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, в таком случае доллар, который уже преодолел планку в 67 рублей, может подорожать еще на 10-15% и дойти до 74-77 рублей. 

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 14.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики