Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как США заберут у нас Арктику

Как США заберут у нас Арктику

В Сенате США приступили к рассмотрению законопроекта об очередных санкциях против России. Анонсированы они были уже давно, американские законодатели ранее угрожали ввести ограничительные меры в отношении российского госдолга и ведущих банков страны, а также персональными санкциями. Но теперь ситуация выходит на новый уровень. Судя по всему, Вашингтон всерьез решил забрать у России Арктику.

Как известно, этот регион чрезвычайно богат природными ресурсами, через него проходит кратчайший Северный морской путь из Азии в Европу, а также удобно запускать баллистические ракеты в сторону США. Россия обладает целым рядом преимуществ перед конкурентами: наибольшая протяженность береговой линии на Крайнем Севере, наличие портовой инфраструктуры и самого большого в мире атомного ледокольного флота. Для сравнения, Штаты располагают всего двумя старыми ледоколами, а строительство новых потребует не менее 10 лет. 

Неудивительно, что отечественные олигархи бросились открывать СПГ-проекты в Арктике, а на Дальнем Востоке начали строить суперверфь «Звезда», где должны производиться ледоколы и суда ледового класса, «заточенные» под арктические проекты. И вот теперь это все может накрыться медным тазом по одной банальной причине – зависимость от импортных комплектующих, которая уже подрезала крылья амбициозным проектам в авиастроительной отрасли, в частности, речь идет о МС-21 и «Суперджетах». Что же конкретно намереваются сделать американцы, чтобы притормозить Россию в освоении Арктики?

На первых порах Вашингтон угрожает санкциями в отношении отечественных СПГ-проектов за рубежом, а также запретом на поставки иностранного оборудования судостроительным заводам, если повторится провокационная ситуация в Керченском проливе. (Что-то подсказывает, что она непременно повторится.) Но санкции легко можно расширить. Следующий закономерный шаг – ограничительные меры в отношении СПГ-проектов уже в российской юрисдикции. И это будет очень мощный и тщательно выверенный удар. Константин Симонов, известный российский эксперт в области энергетики, поясняет:

"Если будет введен запрет на поставку американского СПГ-оборудования и кредитования для компаний, которые имеют американских акционеров или работают на американском рынке, то у нас все СПГ-проекты будут остановлены. Все поставщики «Новатэка» четко попадают в категорию запрета".

Следом за «Новатэком» накроются медным тазом и проекты «Газпрома» с «Роснефтью». А Северный морской путь останется без значительных объемов грузоперевозок, которые обеспечивают арктические СПГ-заводы. Проблема в том, что производители заключали контракты с иностранными поставщиками. Это и «Ямал-СПГ», и новый «Арктик СПГ-2», где, несмотря на заявленное «импортозамещение», все ключевые подрядчики иностранные. Причем подрядчики, напрямую связанные с Соединенными Штатами Америки. Американцы поставляют турбины, компрессоры, гравитационные платформы. Есть еще итальянская компания Saipem, немецкая Siemens и турецкая Renaissance, но они моментально выйдут из проектов из-за угрозы попасть под вторичные санкции США. Да и финансирование российских СПГ-проектов в Арктике в значительной степени идет из-за рубежа, в частности, итальянской SACE.

Есть ли варианты? Искать серьезную компанию, имеющую соответствующие технологии и не боящуюся американских санкций, бесполезно. Таковых просто нет. Придется «импортозамещать» технологии, но это по самым оптимистическим подсчетам Минэнерго займет минимум 6-7 лет, в реальности – больше. А до той поры все эти проекты станут, принося одни убытки, а Россия будет вытеснена надолго с мирового рынка СПГ. 

Но это еще не все. Ровно та же слабость – отсутствие собственной компонентной базы – может на корню зарубить проект верфи «Звезда», заточенной под освоение Арктики. С одной стороны, лишь 15% комплектующих в этих судах ледового класса будут импортными. Но с другой стороны, именно они относятся к самой высокотехнологичной составляющей: газовые турбины, дизельные двигатели, электродвигатели, системы вентиляции, электрическое оборудование, навигационное оборудование и проч. По факту, строить суда ледового класса на «Звезде» сегодня без импортных комплектующих не получится. Импортозамещение, например, линейки дизельных двигателей для них займет десятилетия. Как раз к тому времени американцы построят собственный ледокольный флот.

Резюмируя, можно прийти к неутешительному выводу, что вся эта ситуация связана с результатами деятельности нашего либерального правительства, которое предшествующие годы предпочитало поддерживать заказами иностранных производителей вместо развития собственной промышленности. Так называемые «эксперты» снисходительно объясняли, что гораздо умнее будет продать нефть и купить на нефтедоллары все необходимое, и ни к чему заморачиваться с производством. Ну вот и проявился в итоге закономерный результат этой политики.
Автор: Сергей Маржецкий

Источник: Репортёр, 16.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики