Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как США заберут у нас Арктику

Как США заберут у нас Арктику

В Сенате США приступили к рассмотрению законопроекта об очередных санкциях против России. Анонсированы они были уже давно, американские законодатели ранее угрожали ввести ограничительные меры в отношении российского госдолга и ведущих банков страны, а также персональными санкциями. Но теперь ситуация выходит на новый уровень. Судя по всему, Вашингтон всерьез решил забрать у России Арктику.

Как известно, этот регион чрезвычайно богат природными ресурсами, через него проходит кратчайший Северный морской путь из Азии в Европу, а также удобно запускать баллистические ракеты в сторону США. Россия обладает целым рядом преимуществ перед конкурентами: наибольшая протяженность береговой линии на Крайнем Севере, наличие портовой инфраструктуры и самого большого в мире атомного ледокольного флота. Для сравнения, Штаты располагают всего двумя старыми ледоколами, а строительство новых потребует не менее 10 лет. 

Неудивительно, что отечественные олигархи бросились открывать СПГ-проекты в Арктике, а на Дальнем Востоке начали строить суперверфь «Звезда», где должны производиться ледоколы и суда ледового класса, «заточенные» под арктические проекты. И вот теперь это все может накрыться медным тазом по одной банальной причине – зависимость от импортных комплектующих, которая уже подрезала крылья амбициозным проектам в авиастроительной отрасли, в частности, речь идет о МС-21 и «Суперджетах». Что же конкретно намереваются сделать американцы, чтобы притормозить Россию в освоении Арктики?

На первых порах Вашингтон угрожает санкциями в отношении отечественных СПГ-проектов за рубежом, а также запретом на поставки иностранного оборудования судостроительным заводам, если повторится провокационная ситуация в Керченском проливе. (Что-то подсказывает, что она непременно повторится.) Но санкции легко можно расширить. Следующий закономерный шаг – ограничительные меры в отношении СПГ-проектов уже в российской юрисдикции. И это будет очень мощный и тщательно выверенный удар. Константин Симонов, известный российский эксперт в области энергетики, поясняет:

"Если будет введен запрет на поставку американского СПГ-оборудования и кредитования для компаний, которые имеют американских акционеров или работают на американском рынке, то у нас все СПГ-проекты будут остановлены. Все поставщики «Новатэка» четко попадают в категорию запрета".

Следом за «Новатэком» накроются медным тазом и проекты «Газпрома» с «Роснефтью». А Северный морской путь останется без значительных объемов грузоперевозок, которые обеспечивают арктические СПГ-заводы. Проблема в том, что производители заключали контракты с иностранными поставщиками. Это и «Ямал-СПГ», и новый «Арктик СПГ-2», где, несмотря на заявленное «импортозамещение», все ключевые подрядчики иностранные. Причем подрядчики, напрямую связанные с Соединенными Штатами Америки. Американцы поставляют турбины, компрессоры, гравитационные платформы. Есть еще итальянская компания Saipem, немецкая Siemens и турецкая Renaissance, но они моментально выйдут из проектов из-за угрозы попасть под вторичные санкции США. Да и финансирование российских СПГ-проектов в Арктике в значительной степени идет из-за рубежа, в частности, итальянской SACE.

Есть ли варианты? Искать серьезную компанию, имеющую соответствующие технологии и не боящуюся американских санкций, бесполезно. Таковых просто нет. Придется «импортозамещать» технологии, но это по самым оптимистическим подсчетам Минэнерго займет минимум 6-7 лет, в реальности – больше. А до той поры все эти проекты станут, принося одни убытки, а Россия будет вытеснена надолго с мирового рынка СПГ. 

Но это еще не все. Ровно та же слабость – отсутствие собственной компонентной базы – может на корню зарубить проект верфи «Звезда», заточенной под освоение Арктики. С одной стороны, лишь 15% комплектующих в этих судах ледового класса будут импортными. Но с другой стороны, именно они относятся к самой высокотехнологичной составляющей: газовые турбины, дизельные двигатели, электродвигатели, системы вентиляции, электрическое оборудование, навигационное оборудование и проч. По факту, строить суда ледового класса на «Звезде» сегодня без импортных комплектующих не получится. Импортозамещение, например, линейки дизельных двигателей для них займет десятилетия. Как раз к тому времени американцы построят собственный ледокольный флот.

Резюмируя, можно прийти к неутешительному выводу, что вся эта ситуация связана с результатами деятельности нашего либерального правительства, которое предшествующие годы предпочитало поддерживать заказами иностранных производителей вместо развития собственной промышленности. Так называемые «эксперты» снисходительно объясняли, что гораздо умнее будет продать нефть и купить на нефтедоллары все необходимое, и ни к чему заморачиваться с производством. Ну вот и проявился в итоге закономерный результат этой политики.
Автор: Сергей Маржецкий

Источник: Репортёр, 16.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики