Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Азербайджану было бы выгодно создание «ОПЕК-2.0»

Эксперт: Азербайджану было бы выгодно создание «ОПЕК-2.0»

Страны ОПЕК в ближайшее время планируют провести встречу в Вене, на которой будет обсуждена идея бессрочного сокращения нефтедобычи.

В январе, как отмечает газета «Коммерсант», ОПЕК продолжил сокращать добычу, снизив поставки почти на 800 тыс. баррелей в сутки (б/с). С учетом же стран, не входящих в картель, предложение нефти на рынке сократилось более чем на 1 млн б/с (баррелей в сутки – ред.). 

Как известно, ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) в декабре 2018 года приняли решение о сокращении добычи нефти на 1,2 млн б/с от уровня октября – на полгода, начиная с января 2019 года. Из них 800 тыс. б/с придутся на страны ОПЕК (Венесуэла, Ливия и Иран освобождены от исполнения сделки), 400 тыс. б/с – на страны вне этой организации.

Более или менее точное соблюдение договоренностей на протяжении более двух лет (первая сделка ОПЕК+ была заключена в декабре 2016 года) – вызвало у многих участников желание закрепить их на бессрочной основе. И уже на днях члены картеля могут обсудить в штаб-квартире организации в Вене проект хартии о бессрочном сотрудничестве в рамках ОПЕК+ (позднее будут проводиться переговоры и со странами вне картеля).

Как отразится на цене на нефть заседание ОПЕК в Вене и возможное заключение соглашения о бессрочном соглашении об уменьшении добычи нефти? Как передает AZE.az, на эту тему Media.Az побеседовала с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Российской Федерации Станиславом Митраховичем.

«ОПЕК+» сейчас существует в таком формате, который многие рассматривают как временный. Многие компании в России, в частности «Роснефть» (близкая к властям), считают, что продлевать соглашение дальше первого полугодия 2019 года не стоит. Так как не получится развивать новые месторождения, а те страны, которые не участвуют в «ОПЕК+», получат возможность получать прибыль, которая ими не заработана в полной мере, ведь остальные страны вынуждены будут сдерживать темпы добычи нефти», – отметил Станислав Митрахович.

С другой стороны, объективно, у стран, участвующих в «ОПЕК+» нет ответа на вопрос «Что делать с резким увеличением добычи американской нефти?». «Продолжать заключать эпизодические соглашения на короткий срок? Подписали, а потом разбежались? Это не очень надежный механизм. Поэтому действительно лучше как-то институционализировать наши отношения, создать новую и мощную, полноценную организацию, которая будет иметь больше возможностей по регулированию добычи нефти. Что-то вроде «ОПЕК-2», «ОПЕК-2.0». Это, конечно же, было бы всем на пользу».

Но, как говорит наш собеседник, для этого нужно согласие ключевых компаний, в том числе российских, чего пока нет: «Нужно вывести на новый уровень отношения между Россией и Саудовской Аравией. «К тому же никто не знает, что делать с Америкой. И потому, повторюсь, заключение соглашения было бы разумно».

Что касается Азербайджана, то, как говорит Станислав Митрахович, Баку от такого соглашения однозначно выиграет. «Объемы добычи нефти в Азербайджане не настолько высоки, чтобы фундаментально влиять на рынки. А вот будучи членом организации «ОПЕК-2.0», голос Азербайджана был бы заметно слышнее. Как и влияние на цены на нефть. Я думаю, что создание обновленного ОПЕК может повлиять на рост стоимости нефти. Цена может стабильно некоторое время держаться где-то в районе 70 долларов за баррель. Во всяком случае мы избежим рисков падения стоимости барреля нефти, как это было в конце 2014 года или в начале 2016 года, тогда цена падала до 27 долларов, что не выгодно ни России, ни Азербайджану», – подчеркнул эксперт. 

Автор: Наир Алиев

Источник: Aze.az, 16.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики