Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

«Северный поток-2» загоняют в узкий коридор европейского законодательства. Это приведет к тому, что он может, как в свое время и первый балтийский газопровод, работать в половину мощности, а управление им перейдет к независимому от «Газпрома» оператору. EADaily изучило, как «Газпром» и его европейские партнеры могут попытаться обойти газовую директиву ЕС.

Послезавтра, 20 февраля, парламент Европейского союза будет принимать во втором чтении согласованные поправки в газовую директиву ЕС. Итоговая версия, которая стала компромиссом между Францией и Германией, не сулит легкого пути «Северному потоку-2». Да, Германия, заключив межправительственное соглашение с Россией, может сделать исключение для проекта балтийского газопровода и не требовать, чтобы «Северным потоком-2» управлял независимый оператор, а половина его мощности была зарезервирована под независимых поставщиков. Однако Берлин, поддерживающий проект, обязан получить разрешение у Брюсселя даже на предстоящие переговоры, согласовать условия соглашения, а сам документ должен утверждаться специальным комитетом стран ЕС. В нем побеждает тот, кто набирает большинство голосов, а квоты между странами распределены по численности населения. Понятно, что Польша и страны Балтики будут голосовать против любых исключений и Германии придется искать поддержки, например, у Франции и Италии, чью реакцию предсказать сложно.

На каждую процедуру отводится при этом определенное время. Например, согласовывать разрешение на переговоры и итоговый документ Еврокомиссия может в течение 90 дней в каждом случае. При этом ЕК имеет право еще и запрашивать дополнительную информацию, что еще больше увеличит сроки. Таким образом в запланированном виде — «Газпром» выступает владельцем трубопровода и единственным поставщиком — проект сможет заработать и с опозданием на год, если не больше.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач согласен с тем, что в исключениях для балтийского газопровода могут отказать, но слабо мотивированное «нет» станет поводом для обращения в суд. «Если вы помните, арбитраж при ВТО признал, что действия ЕК по ограничению на использование мощностей газопровода OPAL (сухопутное продолжение „Северного потока“. —  Ред.) были незаконны», — говорит эксперт.

Если «Северный поток-2» все-таки ограничат на 50%, то половину запланированного к поставке по балтийскому газопроводу газа, 27,5 млрд кубометров, придется перекидывать на украинский маршрут. А это — дополнительные $ 750 млн в год транзитных платежей при росте себестоимости транспортировки газа по «Северному потоку-2» из-за недозагрузки.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава рассказала при этом европейскому изданию New Europe, что у немецкого регулятора NRA будет сильная позиция не устанавливать серьезные ограничения для «Северного потока-2», так как большая часть мощностей сухопутного продолжения балтийского газопровода, Eugal, уже забронирована на аукционах, и у Еврокомиссии не было возражений к процедуре.

В любом случае это займет время.

Виртуальный хаб на Балтике

Любой другой вариант работы «Северного потока-2» в новых условиях потребует серьезных уступок со стороны российского холдинга, считают эксперты. Поэтому не зря глава «Газпрома» Алексей Миллер заговорил о возможности строительства второго «Турецкого потока». Он не подпадет под газовую директиву, если, как и в случае с первым, инфраструктуру на территории ЕС будут строить и ею владеть другие компании.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что «Газпром» может создать виртуальный хаб на Балтике и продавать половину газа для «Северного потока-2» с поставкой на входе в газопровод. Основа при этом уже существует — электронная торговая площадка «Газпром экспорта», которую компания запустила осенью прошлого года.

«Непонятно только, что будет с управлением самим газопроводом, который, по сути, строится только на деньги «Газпрома», — говорит Дмитрий Марунич. В Германии российский холдинг через компании WIGA и Wintershall владеет около 50% сухопутных продолжений «Северного потока» — Opal и NEL. И как может быть в случае с «Северным потоком-2», в том числе с транзитными доходами, не совсем понятно.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский отмечает, что министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер уже заговорил о структуре собственности газопровода. При этом, полагает Дмитрий Марунич, остается еще возможность ввести балтийский газопровод в эксплуатацию, не подпадая под действие газовой директивы.

«В Брюсселе все необходимые процедуры пройдут в ближайшее время. Однако поправки должны согласовать еще и парламенты всех стран ЕС. На это им дается 9 месяцев. И, можно предположить, в крайнем случае такие союзники России по газопроводу, как Германия или Австрия, могут затянуть ратификацию на максимальный срок. Таким образом, чтобы для них измененный закон начал действовать уже после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2», — говорит эксперт. В этом случае балтийский газопровод будет считаться введенным ранее, и Германия сможет самостоятельно определяться с условиями для него.

Украину «привяжут» к компромиссу

В любом случае, полагает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, все стороны будут стараться искать разумный компромисс, хотя с ним постараются увязать тот же украинский транзит после окончания действия газового контракта в следующем году. «Обязательно привяжут, но это не страшно, потому что руководство России и так договорилось с Германией о том, что транзит будет продолжен при его экономической привлекательности и безопасности», — считает Алексей Гривач. В определенной степени это сыграет и на руку «Газпрому», который может потребовать определенных уступок для «Северного потока-2».

Напомним, что год назад Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. Процесс внесения изменений застопорился в Совете Европы, в котором председательствовали Австрия и Болгария. Однако при румынском президентстве процесс набрал обороты. В октябре прошлого года экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек прогнозировал, что при принятии поправок в газовую директиву запуск «Северного потока-2» будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года.

«Сегодня Европа закрывает прореху в законодательстве. Новые правила позволят применять европейские законы к газопроводам, по которым газ поступает в Европу, и все, кто заинтересован в продаже газа в ЕС, должны уважать европейский энергетический закон», — сказал на прошлой неделе еврокомиссар по климату и энергетике Мигель Ариас Каньете. Что хорошего для «Северного потока-2» несет принятие поправок, так это то, что Дания не сможет заблокировать строительство, так и не дав разрешение на укладку газопровода в своей экономической зоне, отмечает европейское издание Euractiv. В официальном сообщении Еврокомиссии говорится, что зависимость ЕС от импортного газа растет. «Крупнейший экспортер в ЕС — Россия (42%), следом идут Норвегия (42%), Алжир (10%) и поставки СПГ (14%). Импорт увеличился за последние два года из-за роста потребления и снижения внутренней добычи», — говорится на сайте ЕК.

Немецкий канцлер Ангела Меркель тем временем заявила, что «Северный поток-2» должен существовать. «С одной стороны, я на стороне господина Порошенко, с другой стороны, вопросы, связанные с „Северным потоком-2“, также остаются для меня очень важными, — сказала она, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в субботу, когда уже было известно об итоговой версии поправок в Газовую директиву. — Разумно импортировать сжиженный газ из США по разумным ценам, но мы не собираемся исключать Россию из нашего поля зрения. Геостратегически Европа не вправе разрывать отношения с Россией».

Источник: EADaily, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики