Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

Сможет ли «Северный поток-2» обойти газовую директиву ЕС?

«Северный поток-2» загоняют в узкий коридор европейского законодательства. Это приведет к тому, что он может, как в свое время и первый балтийский газопровод, работать в половину мощности, а управление им перейдет к независимому от «Газпрома» оператору. EADaily изучило, как «Газпром» и его европейские партнеры могут попытаться обойти газовую директиву ЕС.

Послезавтра, 20 февраля, парламент Европейского союза будет принимать во втором чтении согласованные поправки в газовую директиву ЕС. Итоговая версия, которая стала компромиссом между Францией и Германией, не сулит легкого пути «Северному потоку-2». Да, Германия, заключив межправительственное соглашение с Россией, может сделать исключение для проекта балтийского газопровода и не требовать, чтобы «Северным потоком-2» управлял независимый оператор, а половина его мощности была зарезервирована под независимых поставщиков. Однако Берлин, поддерживающий проект, обязан получить разрешение у Брюсселя даже на предстоящие переговоры, согласовать условия соглашения, а сам документ должен утверждаться специальным комитетом стран ЕС. В нем побеждает тот, кто набирает большинство голосов, а квоты между странами распределены по численности населения. Понятно, что Польша и страны Балтики будут голосовать против любых исключений и Германии придется искать поддержки, например, у Франции и Италии, чью реакцию предсказать сложно.

На каждую процедуру отводится при этом определенное время. Например, согласовывать разрешение на переговоры и итоговый документ Еврокомиссия может в течение 90 дней в каждом случае. При этом ЕК имеет право еще и запрашивать дополнительную информацию, что еще больше увеличит сроки. Таким образом в запланированном виде — «Газпром» выступает владельцем трубопровода и единственным поставщиком — проект сможет заработать и с опозданием на год, если не больше.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач согласен с тем, что в исключениях для балтийского газопровода могут отказать, но слабо мотивированное «нет» станет поводом для обращения в суд. «Если вы помните, арбитраж при ВТО признал, что действия ЕК по ограничению на использование мощностей газопровода OPAL (сухопутное продолжение „Северного потока“. —  Ред.) были незаконны», — говорит эксперт.

Если «Северный поток-2» все-таки ограничат на 50%, то половину запланированного к поставке по балтийскому газопроводу газа, 27,5 млрд кубометров, придется перекидывать на украинский маршрут. А это — дополнительные $ 750 млн в год транзитных платежей при росте себестоимости транспортировки газа по «Северному потоку-2» из-за недозагрузки.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава рассказала при этом европейскому изданию New Europe, что у немецкого регулятора NRA будет сильная позиция не устанавливать серьезные ограничения для «Северного потока-2», так как большая часть мощностей сухопутного продолжения балтийского газопровода, Eugal, уже забронирована на аукционах, и у Еврокомиссии не было возражений к процедуре.

В любом случае это займет время.

Виртуальный хаб на Балтике

Любой другой вариант работы «Северного потока-2» в новых условиях потребует серьезных уступок со стороны российского холдинга, считают эксперты. Поэтому не зря глава «Газпрома» Алексей Миллер заговорил о возможности строительства второго «Турецкого потока». Он не подпадет под газовую директиву, если, как и в случае с первым, инфраструктуру на территории ЕС будут строить и ею владеть другие компании.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что «Газпром» может создать виртуальный хаб на Балтике и продавать половину газа для «Северного потока-2» с поставкой на входе в газопровод. Основа при этом уже существует — электронная торговая площадка «Газпром экспорта», которую компания запустила осенью прошлого года.

«Непонятно только, что будет с управлением самим газопроводом, который, по сути, строится только на деньги «Газпрома», — говорит Дмитрий Марунич. В Германии российский холдинг через компании WIGA и Wintershall владеет около 50% сухопутных продолжений «Северного потока» — Opal и NEL. И как может быть в случае с «Северным потоком-2», в том числе с транзитными доходами, не совсем понятно.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский отмечает, что министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер уже заговорил о структуре собственности газопровода. При этом, полагает Дмитрий Марунич, остается еще возможность ввести балтийский газопровод в эксплуатацию, не подпадая под действие газовой директивы.

«В Брюсселе все необходимые процедуры пройдут в ближайшее время. Однако поправки должны согласовать еще и парламенты всех стран ЕС. На это им дается 9 месяцев. И, можно предположить, в крайнем случае такие союзники России по газопроводу, как Германия или Австрия, могут затянуть ратификацию на максимальный срок. Таким образом, чтобы для них измененный закон начал действовать уже после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2», — говорит эксперт. В этом случае балтийский газопровод будет считаться введенным ранее, и Германия сможет самостоятельно определяться с условиями для него.

Украину «привяжут» к компромиссу

В любом случае, полагает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, все стороны будут стараться искать разумный компромисс, хотя с ним постараются увязать тот же украинский транзит после окончания действия газового контракта в следующем году. «Обязательно привяжут, но это не страшно, потому что руководство России и так договорилось с Германией о том, что транзит будет продолжен при его экономической привлекательности и безопасности», — считает Алексей Гривач. В определенной степени это сыграет и на руку «Газпрому», который может потребовать определенных уступок для «Северного потока-2».

Напомним, что год назад Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. Процесс внесения изменений застопорился в Совете Европы, в котором председательствовали Австрия и Болгария. Однако при румынском президентстве процесс набрал обороты. В октябре прошлого года экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек прогнозировал, что при принятии поправок в газовую директиву запуск «Северного потока-2» будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года.

«Сегодня Европа закрывает прореху в законодательстве. Новые правила позволят применять европейские законы к газопроводам, по которым газ поступает в Европу, и все, кто заинтересован в продаже газа в ЕС, должны уважать европейский энергетический закон», — сказал на прошлой неделе еврокомиссар по климату и энергетике Мигель Ариас Каньете. Что хорошего для «Северного потока-2» несет принятие поправок, так это то, что Дания не сможет заблокировать строительство, так и не дав разрешение на укладку газопровода в своей экономической зоне, отмечает европейское издание Euractiv. В официальном сообщении Еврокомиссии говорится, что зависимость ЕС от импортного газа растет. «Крупнейший экспортер в ЕС — Россия (42%), следом идут Норвегия (42%), Алжир (10%) и поставки СПГ (14%). Импорт увеличился за последние два года из-за роста потребления и снижения внутренней добычи», — говорится на сайте ЕК.

Немецкий канцлер Ангела Меркель тем временем заявила, что «Северный поток-2» должен существовать. «С одной стороны, я на стороне господина Порошенко, с другой стороны, вопросы, связанные с „Северным потоком-2“, также остаются для меня очень важными, — сказала она, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в субботу, когда уже было известно об итоговой версии поправок в Газовую директиву. — Разумно импортировать сжиженный газ из США по разумным ценам, но мы не собираемся исключать Россию из нашего поля зрения. Геостратегически Европа не вправе разрывать отношения с Россией».

Источник: EADaily, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики