Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за январь 2019 г.

Топ-лист событий за январь 2019 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за январь 2019 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Политический кризис в Венесуэле и введение Вашингтоном санкций против венесуэльской компании PDVSA

    Конечно, сразу возник вопрос о российских вложениях в Венесуэлу. Только «Роснефти» PDVSA должна официально 2,3 млрд долларов, это в качестве предоплаты и прямых кредитов. Но ведь еще есть наши инвестиции в венесуэльский добычной комплекс. Они, естественно, тоже сразу оказались под вопросом. И, конечно, если власть в стране сменится, но полностью инвестиции, может быть, вернуть и не удастся. Так что здесь «Роснефть» оказалась заложницей своей рискованной политики. Причем в данном случае всё-таки, скорее, «Роснефть» определяла внешнюю политику России, нежели следовала за ней. Что же касается цен на нефть, то здесь кризис в Венесуэле играет нам на руку. Хотя отрасль латиноамериканской страны и так находится в состоянии развала и добыча упала – было 2,2 – 2,3 млн баррелей в сутки, а упала почти до миллиона, но в этот кризис можно и дальше нефть добывать. Понятно, что если США удастся привести к власти своего протеже, вернутся американские компании и американские деньги. Однако это вопрос не одного месяца и даже не одного года с учетом того, что нефть в Венесуэле тяжелая, достаточно трудно извлекаемая. Пока конъюнктурно нам эта история на руку, если не считать, конечно, тех денег, которые может зарыть в далекой Венесуэле наша компания «Роснефть».

  2. Ситуация в ОПЕК+

    С одной стороны, начали обсуждать превращение ОПЕК в новую структуру, где Россия и Саудовская Аравия будут постоянными членами. То есть это переход от какой-то сделки к полноценной организации. А с другой стороны, очевидный кризис в отношениях России и Саудовской Аравии. Саудиты обвинили Россию в том, что она не спешит снижать добычу, Россия напомнила про трудную зиму, про климатические условия. И кончилось тем, что 21 января саудовский министр энергетики отказался ехать в Давос, а 22 января российский министр энергетики тоже отказался от поездки, хотя их переговоры намечено было провести именно там. Пока сделка ОПЕК+ функционирует, не развалена, поэтому можно рассчитывать на то, что желание заработать будет доминировать над политическими трудностями. Хотя, повторим, Саудовская Аравия уже подозревает Россию в попытке решить за счет Венесуэлы свои проблемы, не слишком быстро сокращая добычу. Саудиты же, кстати, очень прилично в январе добычу сократили.

  3. Переговоры по газовому транзиту в треугольнике Украина – Россия – ЕС

    Переговоры ожидаемо завершились ничем. Российскую делегацию возглавлял непосредственно Алексей Миллер, что, казалось бы, придавало вес этим переговорам, но глава «Газпрома» практически на все переговоры опоздал, и они довольно быстро завершились. В общем, понятно, что сейчас, когда до окончания контракта есть еще год, стороны явно не расположены были договариваться. Украина ждет выборов президента, мы ждем завершения строительства «Северного потока – 2» и начала строительства сухопутной части проекта «Турецкий поток», точнее, продления по «Турецкому потоку». И каждая из сторон пытается найти новые аргументы. Конечно, главное – понять, кто же будет президентом Украины. Это вопрос не такой тривиальный, и не исключено, что даже если Порошенко выиграет выборы, определенные изменения в «Нафтогазе» произойдут.

  4. Визит Владимира Путина в Сербию и переговоры с президентом Сербии Александром Вучичем

    Переговоры знаменовались совершенно четкими заверениями, что Сербия готова к приему российского газа по «Турецкому потоку», ждет, соответственно, завершения строительства трубы в Болгарии и готова начинать стройку на своей территории. Путин в свою очередь обещал выделить 1,4 млрд долларов. Сербия не является членом Европейского союза, и «Газпром» может быть инвестором в данный проект, это не противоречит Третьему энергопакету. Соответственно, далее через Сербию труба пойдет в Венгрию, где тоже уже готовятся к приему газа. Так что пока на юге для «Газпрома» все развивается неплохо.

  5. Арест отца и сына Арашуковых

    Вроде бы, арестованы они по разным поводам, но понятно, что события тесно связаны друг с другом и не случайно произошли в один день. Младший Арашуков – сенатор, он обвиняется в убийствах. А вот старший Арашуков является советником главы «Межрегионгаза» Кирилла Селезнева, а в прошлом возглавлял дочки «Межрегионгаза» на Кавказе и являлся ключевой фигурой в продажах газа. Естественно, этот арест сразу породил кучу обсуждений и рассуждений о первопричинах происшедшего. Газпромовский это след или кавказский? В первом случае это говорило бы о начале масштабных расследований воровства газа в системе «Газпрома». На самом деле, совершенно очевидно, что Северный Кавказ – это особая история. Когда говорят, что у «Газпрома» воровали (Арашукову объявили, что он украл газа на 30 млрд рублей – колоссальная цифра, это получается 6,5 млрд кубометров газа украли), то сетуют, что «Газпром» не следит за происходящим в его «дочках». На самом деле, «Газпром» давно пытался ситуацию поменять: меняли руководство компаний, например, в Дагестане, меняли структуру. Ничего не помогает. Более того, уже новое руководство «дочек» «Межрегионгаза» в Дагестане попало под следствие – то ли сами, то ли их подставили. Хотя ведь руководителя туда присылали чуть ли не из Донецка, никак не связанного с Кавказом, думали, что уж он-то наведет порядок. А в итоге вся эта дагестанская специфика привела нового руководителя на скамью подсудимых. Поэтому, вероятней всего, в деле Арашуковых речь идет о кавказских делах, и явно ужесточение методов ведения антикоррупционных расследований последовало за назначением главой республики Дагестана Васильева. У Центра уже не хватает средств финансировать кавказскую вольницу и прощать им всё. Гайки начинают закручивать, и прежняя модель, когда на Северный Кавказ отправляли деньги и ресурсы, постепенно себя исчерпывает. В реальности власть «Газпрома» заканчивалась на границе Северного Кавказа. И то, что там происходило – ясно, что и назначения в «дочках» до поры до времени не были в компетенции «Газпрома» - не прихоть «Газпрома», это были решения федерального руководства, которое считало, что такая модель управления более оптимальная. Сейчас модель меняется. Не случайно скандал с Арашуковым-старшим никак не сказался на Кирилле Селезневе, хотя, конечно, желающих вылить на него компромат оказалось много.

  6. Скандал с газовыми долгами Чечни

    А вот здесь абсолютно противоположная ситуация: суд простил Чечне несколько миллиардов рублей долга за газ. И получается, что если в Дагестане наводится порядок и убираются «серые» схемы, когда миллиардами получают газ и воруют его у «Газпрома» на месте, то в Чечне эта схема по-прежнему работает и долги региону прощаются. Понятно, что пока Кадыров на особом положении и Чечне позволено больше, чем другим регионам. Но всё же возникает вопрос: если хоть как-то удастся навести порядок в Дагестане, будет ли происходить экстраполяция этой жесткости на другие регионы Северного Кавказа, в том числе и в вопросах поставок ресурсов?

  7. Запуск СПГ-терминала в Калининграде

    С одной стороны, теперь есть вариант снабжения Калининграда сжиженным газом, если случатся какие-то сложности с поставками через Литву. С другой стороны, это достаточно дорогое удовольствие. И интересно, что мы долго обвиняли ту же Литву, что она вместо российского газа покупает более дорогой американский СПГ, но теперь сами зеркальную модель используем. Потому что, не веря самой Литве, мы применяем регазификационное судно. И конечно, поставки СПГ будут обходиться довольно дорого. Вопрос в том, будет ли это судно стоять как резервный вариант или же речь пойдет об обязательной прокачке некоего объема, чтобы этот маршрут не простаивал? Кстати, для «Газпрома» это, конечно, обременение, но как государственная компания он вынужден это делать, так же как и поставлять газ на Северный Кавказ. Всё это примеры того, как на государственную компанию накладывают обязательства, которые она вынуждена финансировать.

  8. Совещание в Сабетте по вопросу господдержки производства в РФ нужного для СПГ-проектов оборудования

    Нельзя сказать, что все нужные НОВАТЭКу решения были приняты, но, тем не менее, правительство продолжает четко демонстрировать желание поддержать деньгами процесс импортозамещения СПГ. СПГ превращается просто в национальный проект, на него не жалеют ни сил, ни денег. А для НОВАТЭК ситуация беспроигрышная. Для него важно не само импортозамещение. Для него важно – не платить за импортозамещение. Если государство это профинансирует, НОВАТЭК с удовольствием этим воспользуется. Если государство не профинансирует импортозамещение, НОВАТЭК купит все за рубежом, разведя руками. И первые контракты, которые НОВАТЭК заключает на поставку оборудования, как мы видим, никакого отношения к России не имеют: это контракты с Nuovo Pignone, Saipem и Renaissance. Всё это – иностранные поставщики, а уже, между прочим, законтрактована едва ли не четверть оборудования, и пока российскими поставками там, что называется, не пахнет.

  9. Скандал вокруг замглавы Росгеологии Руслана Горринга

    В интернет попало скандальное видео с участием Горринга, после чего он был уволен. Но явно это история не про чиновника, потому что слишком уж мощной была информационная атака. Причем не только и не столько на Горринга, сколько на саму Росгеологию. Совершенно очевидно, что за всей этой историей стоит не просто намерение заменить замглавы компании. Речь идет о судьбе Росгеологии в целом. Компания явно приглянулась одной из крупных нефтяных структур страны, которая давно уже думает о том, как бы прирасти нефтесервисными и геологическими активами. Такой вывод напрашивается.

  10. Очередной скандал с Белоруссией

    Александр Лукашенко поручил правительству проработать вопрос об альтернативных поставках нефти в страну. Обещал даже, что может быть какой-то союз со странами Балтии и те поставят в Белоруссию дешевую нефть, а за это им дадут возможность перерабатывать ее на НПЗ. Новый год принес ускорение налогового маневра, который сулит Белоруссии очевидные проблемы, т.к. российские НПЗ должны получить компенсацию из государственного бюджета, а белорусские ее лишатся. И поэтому Лукашенко нервничает, несмотря на несколько декабрьских встреч на высшем уровне вопрос остается нерешенным. И эта нерешенность привела к очередной истерике белорусского президента. Хотя очевидно, что все эти истории про потенциальный отказ от закупок российской нефти в пользу загадочной «прибалтийской», про рентабельную для Белоруссии схему, всё это вранье. Лукашенко неоднократно пугал Россию и иранской, и венесуэльской нефтью, но в итоге никакая иная нефть до Белоруссии так и не дошла, и всё это используется как демагогический шаг с целью выбить уступки у России.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики