Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чудеса рыночной экономики: производители снизили цены на бензин, а АЗС – нет

Чудеса рыночной экономики: производители снизили цены на бензин, а АЗС – нет

Производители бензина в январе снизили цены на 19,1% – такую статистику привел Росстат. При этом пропан и бутан подешевели на 17,2%, топливо судовое — на 9,2%, дизельное – на 9,2%, топливо реактивное керосинового типа – на 6,2%.

Однако простые граждане никаких изменений не заметили. Возможно, сейчас реальному изменению цен мешает соглашение между Правительством и нефтяниками об их заморозке, и когда истечет срок действия документа, возможно, они реально упадут? Но в таком случае, кому сейчас идет дополнительная выручка? Слишком много вопросов от одного статистического показателя Росстата.

"Странно. Росстат сообщает, что "наибольшее снижение цен отмечено на отдельные виды нефтепродуктов: бензин автомобильный – на 19,1%".
Кому идет профит?" – недоумевает телеграм-канал известного экономиста Никиты Кричевского"Антискрепа".

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что в данном случае просто Росстат "чудит", и все-таки снижения стоимости топлива ждать не приходится, скорее, наоборот – вся политика государства в отрасли направлена на ценовые рывки. Об этом эксперт рассказал в беседе с Накануне.RU.

 

– Действительно ли производители могли снизить цены на 19,1%, как о том пишет Росстат?

– Надо смотреть, какие цены анализирует Росстат. Если мы говорим про заправки – там, конечно, такого снижения цен и в помине не было. Тем более, почти на 20%. В опте такого снижения, честно говоря, тоже не наблюдалось. Поэтому надо внимательно разбираться с этой статистикой, потому что Росстат последнее время очень сильно чудит, там даже руководителя уволили, чтобы не чудило ведомство, но после этого чудить оно стало еще больше.

Насчитали и рост экономики более 2%, который сейчас все опровергают, теперь какое-то движение цен на бензин вниз. Ни в опте, ни на бирже, ни тем более на бензоколонках на 20% никакого снижения цен мы не наблюдали. Поэтому лучше изучить детали статистики, потому что навскидку это выглядит абсурдом.

– Может быть, после истечения соглашения о заморозке цен на бензин, стоимость пойдет вниз?

– На самом деле и в течение, и по истечении данного механизма все равно цены двинутся в одном направлении – в сторону роста, как ни крути. Вы можете придумывать разные схемы, но все равно, будет именно так, если вы продолжаете наращивать налоговую нагрузку на отрасль по всей цепочке: скважина, перерабатывающий завод, бензоколонка – у вас растут акцизы, у вас растет НДПИ, у вас растут налоги на переработку.

Хотя вы гордо бьете себя в грудь и говорите, что у нас теперь механизм демпфера, который компенсирует в переработке потери в случае роста экспортных цен, но при этом вы постоянно занимаетесь подтасовками, как сейчас происходит.

– Что предполагает механизм демпфера?

– Он предполагает сравнение экспортных цен с внутренними. То есть там берется нетбэк от экспортной цены бензина и дизеля, и сравнивается с некой придуманной Минфином "эталонной ценой". Не биржевой ценой – а директивно установленной "эталонной".

Мы внимательно следим за этой историей: на заседании Правительства в ноябре одна цена устанавливается – около 50 тыс. за тонну бензина. Бах – сейчас уже в расчетах 56 тыс. фигурирует. Получаются какие-то чудеса.

Вместо того, чтобы демпфер компенсировал что-то нефтяникам, теперь Минфин говорит, мол, знаете, интересно получилось, по итогам января нефтяники должны нам денег.

И если вы занимаетесь постоянно такими подлогами, то не удивляйтесь, что у вас хоть так, хоть этак, но цены все равно будут расти.

– И соглашения тут не помогут?

– Вы можете, действительно, директивно приказать ценам не расти выше уровня инфляции. Ну, да, может быть, какое-то время это подействует, но все равно где-то да прорвется. Мы видим, что когда соглашение вводилось – нефтяники начали придумывать отказ от корпоративных программ, скидок – то есть все равно где-то в каких-то сегментах они будут стараться вернуть себе те деньги, которые у них забирает государство.

Просто потому, что это законы экономики – компании сегодня должны работать на прибыль, а если государство постоянно залезает им в карман под разными предлогами, конечно, они будут думать, как этого избежать. Можно, конечно, поступить просто – сказать, что, ребята, требуем, чтобы цены стояли на месте, а не то запретим вам производство. Можно так поступить, но кончится это плохо.

– Значит, государство просто все запрещает и изымает вместо того, чтобы заниматься настройкой отрасли?

– Государство в свое время сказало – всем инвестировать в нефтепереработку. Ну, все проинвестировали нефтепереработку. А теперь возникает вопрос – значит, внутренний рынок вы регулируете просто "по-советски", вводя предельную цену? Нефтяники спрашивают – тогда экспортировать можно? Нет, если вы не будете держать цену, мы введем запретительную пошлину на экспорт. То есть экспортировать вы не даете, деньги заставили вложить в переработку, на внутреннем рынке цену заставляете держать – а в чем регулирование-то заключается?

Я думал, что регулирование – это тонкая процедура, а оказывается, что регулирование – это когда сидит "важный чиновник", стучит кулаком по столу и говорит: "Цена не должна расти! А дальше что хотите, то и делайте, мне наплевать!". Вот это соглашение называется. По сути, об этом же идет речь. Прекрасное соглашение!

"Цена должна оставаться в пределах инфляции" – ну, гениально просто. Для этого, конечно, нужно создать 100 комиссий, назначить профильного вице-премьера, чтобы он этим занимался, а всего-то, оказывается, нужно просто собрать всех, стукнуть кулаком по столу и сказать – цена, не расти! Вот это классный пример государственного регулирования.

– Резюмируя, можно сказать, что цены на бензин снижаться не будут, несмотря на "статистику"?

– Конечно, к сожалению, при таком подходе никаких позитивных новостей автолюбители ждать точно не должны.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики