Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Найди Украину и продавай СПГ": Митрахович о новом американо-польском газовом проекте

"Найди Украину и продавай СПГ": Митрахович о новом американо-польском газовом проекте

Прожектирование в области СПГ является одним из популярнейших компонентов в современной польской внешней политике, причем Варшава в соответствии с этим выдерживает и свою экономическую линию, построив терминал по приему СПГ в городе Свиноуйсьце. 

Доля США на мировом рынке СПГ является сравнительно небольшой

Какого-либо эффекта все эти начинания Польше не принесли, но в Варшаве не отказываются от своей риторики по поводу подобных проектов, в чем их активно поддерживают Соединенные Штаты, крайне заинтересованные в экспорте американского газа.

В этом плане показательно, что посол США в Варшаве Джорджет Мосбахер сегодня заявила, что Польша в будущем станет центром реэкспорта американского СПГ в Европе, причем американцы планируют увеличить свои суммарные поставки на внешний рынок до 120 млрд кубов уже к 2020 году. Это выглядит предельно футуристично даже по меркам современной внешнеполитической риторики США.

Например, если взять отчет IGU за 2018 год, то мы увидим, что Катар поставил на внешний рынок 81 млрд кубов СПГ, а Австралия – 56,2 млрд кубов, причем американцы здесь находятся на седьмом месте с суммарным объемом поставки в 13,1 млрд кубов.

Это вполне сопоставимо с актуальным уровнем России, которая в прошедшем году запустила «Ямал СПГ», а до этого из крупных проектов имела только завод по производству СПГ на Сахалине. Наш показатель экспорта СПГ за прошлый год составляет 11,1 млрд кубов. 

Американский газ не является конкурентным в Европе

Таким образом, американцы хотят увеличить свой объем экспорта газа на мировой рынок в 9,1 раза фактически за год, причем сделать основной упор на европейский газовый рынок. Вследствие этого, можно сделать однозначный вывод, что данные слова Мосбахер являются первостатейной популистской демагогией, хотя бы потому, что главными рынка сбыта для СПГ на сегодня являются Япония и Южная Корея.

Данные страны фактически лишены собственных энергетических ресурсов – в отличие, от государств Европы и той же Украины, но это не мешает им являться технологическими и производственными лидерами мира, а для Евросоюза СПГ не является лучшим вариантом, что хорошо видно по раскладке импорта СПГ за 2018 год. Та же Франция закупила в прошлом году 8 млрд кубов СПГ, а Италия – 6 млрд кубов.

Все другие страны Евросоюза, включая Польшу, не являются видными мировыми импортерами СПГ и делают ставку на другие источники, причем если брать государства Восточной и Центральной Европы, то это, естественно, более дешевый российский трубопроводный газ.

Не говоря уже о том, что американский СПГ проигрывает своим конкурентам из Катара и Норвегии, поскольку в импорте ЕС доля американского сжиженного природного газа составляет только один процент от суммарного объема импорта данного энергоресурса. 

Все эти мероприятия являются стратегической политикой США

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил популистский характер данных реляций США.

«Американский газ является недостаточно конкурентоспособным, чтобы он мог реэкспортироваться из Польши. Для этого Польша должна найти какие-то страны, которые будут готовы покупать его через Свиноуйсьце», - констатирует Митрахович.

Как замечает эксперт, на сегодня таких «в кавычках» умных стран не очень много, и есть надежды исключительно на Украину, которая как раз и закупала небольшие объемы американского СПГ через данный польский терминал, но все равно это, конечно, несерьезно.

Примечательно, что Мосбахер сделала это заявление на одном из мероприятий в рамках Восточного партнерства, которое представляет собой программу Евросоюза по политико-экономическому захвату постсоветских государств. Так что, потенциальные жертвы американского СПГ очевидны, и это Украина, а в перспективе и Белоруссия с Молдавией. И это уже не экономика, а политика.

«Эти объемы, естественно, не могли оправдать терминал в Свиноуйсьце, который до сих пор не полностью загружен. Впрочем, в Польше уже существуют планы по увеличению мощности своей инфраструктуры, несмотря на то, что какого-либо экономического смысла в закупке СПГ через данный польский терминал нет, поэтому это может быть только политическим проектом», - заключает Митрахович

Полякам нужно найти несколько «украин», чтобы оправдать свои проекты

По словам Станислава Павловича, не имеет смысла говорить о какой-либо эффективности подобных торгово-экономических контрактов, хотя есть же рядом с Польшей такое удивительное государство как Украина, которое настолько богатое, что готово покупать газ с наценкой.

«Поляки в рамках своих поставок СПГ на Украину говорили, что общая стоимость американского газа будет дешевле цен «Газпрома», но они не учитывали здесь доставку из США до Польши, а также издержки на ректификацию СПГ», - резюмирует Митрахович.

Соответственно, американский газ не сможет поставляться в больших количествах в Европу, пока его цена существенно не снизится, а это можно сделать только уменьшением издержек на производство и транспортировку, что в случае со сланцевым СПГ невозможно в принципе.

«Польша бы, конечно, хотела продавать американский СПГ, но ей нужно найти куда. Соответственно, надо будет или субсидировать такой экспорт СПГ, или найти несколько столько же выдержанных идеологически государств, как и Украина», - констатирует Митрахович.

Американские сенаторы уже предлагали 1 млрд долларов на субсидии национального экспорта СПГ, но, как замечает эксперт, такие средства являются каплей в море, что было хорошо разобрано в соответствующем материале журнала журнала Forbes.

Так что, перед нами не более чем элемент американской и польской внешней политики.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 20.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики