Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Время отрезвления. Остановят ли российские нефтегазовые компании свою экспансию на Ближний Восток?

Время отрезвления. Остановят ли российские нефтегазовые компании свою экспансию на Ближний Восток?

В ближайшие годы не стоит ожидать амбициозных проектов с участием российских нефтегазовых компаний на Ближнем Востоке, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. После периода экспансии наступило отрезвление и любые новые проекты будут развиваться аккуратно и поступательно.

«В России скоро начнётся период переоценки внешней экспансионистской стратегии с точки зрения нефтегаза, – сказал Симонов в интервью ru.valdaiclub.com в кулуарах Ближневосточной конференции Клуба «Валдай». – Долгое время Россия исходила из некоей зависти крупным западным энергетическим компаниям, которые давно являются глобальными транснациональными нефтегазовыми игроками, и мы тоже хотели стать такими же. Поэтому наши компании активно развивали проекты за рубежом – это и Южная Америка, и Африка, и Ближний Восток. Но теперь наступило время отрезвления».

Вместе с тем российские компании, давно работающие на ближневосточном рынке, хорошо понимают его специфику и возникающие там риски. «Эти риски носят не только политический, но скорее политэкономический характер, – отметил эксперт. – Так, в случае с Ираком вопрос не столько в политической стабильности (хотя территория очень специфическая), сколько в условиях работы с теми людьми, которые представляют интересы властных институтов на данной территории».

Так, компания «Лукойл», которая разрабатывает месторождение Западная Курна в Ираке, приобрела ценный опыт взаимодействия с местной администрацией. «“Лукойлу” не составило труда договориться с новой властью, потому что он достаточно гибко вёл себя при прежней власти», – отмечает Симонов. То же самое, по его словам, касается и «Газпром нефти», разрабатывающей месторождение «Бадра». 

Вообще, Ирак, по мнению эксперта, – это самый перспективный из ближневосточных рынков. «Это совершенно уникальные проекты, плюс на этой территории большие запасы нефти и низкая себестоимость, – говорит он. – Это, конечно, привлекает внимание в том числе российских компаний, у которых есть и деньги, и технологии, и опыт работы на этой территории, и им есть что предложить». 

Иное дело – Иран, который после подписания в 2015 году СВПД представлялся перспективным рынком. «Не думаю, что у нас там будут какие-то прорывы по Ирану, тем более, что мы очень чувствительно относимся к санкциям. Total убежал, а какая-нибудь российская компания скажет: мы зайдём, нам не страшно? Не думаю, что это произойдёт», – говорит Симонов. Дело, по его словам, не только в нежелании ещё больше усугублять отношения с США, но и в том, что Иран является «самым прямым стратегическим конкурентом» России по газу.

Прямым конкурентом, но уже в плане поставок нефти, является для России Саудовская Аравия. «В Саудовской Аравии мы не будем присутствовать в апстриме, и я сильно сомневаюсь, что они будут присутствовать у нас в апстриме, – отметил эксперт. – Хотя сейчас идёт большой разговор об их участии в “Арктик СПГ-2”, сомневаюсь, что они купят там вообще что-то. … Надеюсь, что всем удастся сохранить трезвомыслие – всем хочется иметь нефть по 65, не обваливая рынок. Но партнёрство в этой сфере не носит характер инвестиционного сотрудничества на этом этапе».

Важно и то, что любое участие российских нефтегазовых компаний в зарубежных проектах отражается на мировом балансе, что имеет особое значение в контексте участия России в инициативе ОПЕК+. «Когда мы добываем на чужой территории, это создаёт нагрузку в целом на мировой рынок, – говорит Симонов. – И сейчас можно наблюдать интересную ситуацию: Россия вместе с Саудовской Аравией размышляют над тем, как сбалансировать мировой рынок. Мы сокращаем добычу у себя и в то же время за собственные деньги развиваем добычу в других странах. Здесь получается дилемма: с одной стороны, можно заработать, но, с другой, вы тем самым разбалансируете рынок. У себя вы сокращаете добычу, а там – наращиваете. Эта проблема кажется достаточно значимой в контексте ближневосточных проектов».  

Источник: Валдай, 27.02.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики