Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-терминал в Калининграде: что ждет транзит газа через Беларусь и Литву

СПГ-терминал в Калининграде: что ждет транзит газа через Беларусь и Литву

Газоснабжение Калининградской области всегда было не самым простым вопросом для России, поскольку доставлять голубое топливо приходилось через территорию других государств – Беларуси и Литвы. Но в начале 2019 года «Газпром» показал, что на деле обойтись можно и без них: у берегов области был запущен в эксплуатацию плавучий регазификационный терминал «Маршал Василевский», который позволяет полностью обеспечить газовые нужды российского эксклава. О том, как это событие скажется на транзите российского газа через территорию Беларуси и Литвы, читайте в статье эксперта Финансового университета при Правительстве РФ, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.

8 января Владимир Путин принял участие в запуске регазификационного судна «Маршал Василевский», которое стало новым элементом в системе газоснабжения Калининградской области. Проект создания альтернативного маршрута доставки газа в российский эксклав появился в конце 2000-х гг. Это должно было повысить надежность газоснабжения региона. Российское руководство приняло стратегическое решение: необходимо минимизировать транзитные риски. В частности, экспорт нефти и нефтепродуктов был переориентирован с Прибалтики на российские порты, прежде всего Приморск и Усть-Лугу. Объемы экспорта газа должны были перейти с украинского маршрута на обходные «Северный» и «Южный поток». Масла в огонь подливали и действия Литвы: строительство приемного СПГ терминала и выход из электроэнергетического кольца БРЭЛЛ.

Для газоснабжения Калининградской области обсуждался вариант отвода от газопровода «Северный поток». Однако в дальнейшем от этой идеи пришлось отказаться по ряду причин. Во-первых, «Северный поток» – международный проект, в который помимо «Газпрома» входят четыре европейские компании. Договориться о том, как будет финансироваться проект, часть мощностей которого будет снабжать газом российский регион, для «Газпрома» было довольного проблемно. Во-вторых, технически построить газопровод-отвод на морском участке сложно. В-третьих, «Газпрому» необходимо было максимизировать объемы поставок газа в Европу в обход Украины, а снабжение газом Калининградскую область через «Северный поток» снижало бы мощность экспортной трубы.

В итоге был выбран вариант создания канала доставки газа в Калининградскую область в форме сжиженного природного газа (СПГ). Судно для плавучего регазификационного терминала было заказано в Южной Корее за $295 млн. На развитие наземной инфраструктуры, в том числе на развитие системы газопроводов и расширение мощности подземного хранилища газа (ПХГ) «Газпром» потратил около 77 млрд руб.

В рамках торжественного запуска СПГ-терминала Алексей Миллер заявил, что транзит газа через Беларусь и Литву в Калининградскую область был остановлен, и регион полностью перешел на газоснабжение от нового СПГ-терминала. Владимир Путин, в свою очередь, заявил, что «Маршал Василевский» сводит транзитные риски к нулю. 

СМИ заострили внимание именно на этих тезисах, преподнеся ситуацию как отказ от газоснабжения Калининградской области трубопроводным газом. Однако Путин в своем выступлении справедливо отметил, что газопроводом снабжать Калининградскую область дешевле, а СПГ терминал – страховочный вариант, который своим наличием повышает надежность газоснабжения региона.

Тем не менее, в СМИ появились сообщения, что запуск первого в России приемного СПГ-терминала вызвал опасения в Литве и Беларуси по поводу транзита через их территории. Якобы тем самым Москва усиливает свои переговорные позиции. 

Подобная трактовка, скорее, справедлива в отношении Литвы. Вильнюс последовательно вел политику диверсификации источников поставок газа, что было воспринято Москвой как угроза полного прекращения отношений в газовой сфере. Именно это и привело к принятию политического решения о необходимости устранения транзитных рисков за счет СПГ-терминала в Калининградской области. Хотя пока угрозы со стороны Литвы не реализовались, она по-прежнему закупает большую часть газа в России.

гр1.png

Источник: «Газпром».

Таким образом, Россия критиковала Литву за то, что исключительно по политическим мотивам та построила приемный СПГ-терминал, который дорого содержать, а закупки газа обходятся значительно дороже, чем приобретение российского трубопроводного газа. В тоже время Москва пошла по тому же самому пути: покупка плавучего СПГ-терминала, через который можно покупать априори дорогой газ, даже если поставки будут производиться с готовящихся СПГ-заводов в Ленинградской области («Балтийский СПГ», СПГ-завод на базе компрессорной станции «Портовая»).

Разница этих проектов может быть только в том, что Россия изначально заявила, что «Маршал Василевский» является резервным вариантом газоснабжения Калининградской области и на постоянно основе работать не будет. Поэтому и Литва, и Беларусь сохранят транзит российского газа, который в случае с газоснабжением Калининградской области составляет около 2,5 млрд куб. м газа в год.

гр2.png

Источник: «Газпром».

Для Беларуси транзит газа в Калининград составляет меньше 6% от общего потока прокачки газа.

При этом белорусский маршрут является для «Газпрома» наиболее выгодным, так как концерн на 100% владеет газотранспортной системой республики и за транзит платит своей дочерней компании. Поэтому сокращать прокачку через белорусскую газотранспортную систему для «Газпрома» крайне невыгодно. 

Наоборот, концерн стремится минимизировать поставки газа в Европу через Украину, для чего загружает все альтернативные маршруты доставки газа. Так, например, газопровод «Ямал – Европа» (проходит через Беларусь) имеет мощность 32,9 млрд куб. м газа в год, но из-за желания использовать белорусскую ГТС в приоритетном порядке прокачка через республику составляет 42,2 млрд куб. м. А «Северный поток» при мощности в 55 млрд куб. м, в 2018 г. прокачал 57,8 млрд куб. м газа. Так что за судьбу транзита Беларуси беспокоиться не стоит.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Евразия.Эксперт, 28.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики