Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Требование России от Евросоюза гарантий невмешательства в "Турецкий поток" вполне справедливо на фоне показательной истории с "Южным потоком". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Россия хочет, чтобы страны-участницы проекта "Турецкий поток" в Европе взяли на себя четкие обязательства в этой инициативе. В данном случае требования предъявляются Болгарии, Венгрии, Словении – Москва считает, что при строительстве инфраструктуры на своей территории они не должны менять "правила игры". Те же требования Москва выставляет Европейской комиссии – чтобы не было чрезмерных требований к газопроводу и его политизации.

После истории с "Южным потоком" "Газпром" максимально перестраховывается – он не будет инвестировать в ГТС на территории Евросоюза, не намеревается становиться собственником мощностей по транзиту. Формально требования антимонопольного права ЕС Москва соблюдает, и призывает Европу к зеркальным действиям – не дискриминировать Россию в проектах на территории ЕС. В том, что евробюрократия способна менять условия соглашений уже в процессе реализации проектов, РФ убедилась на примере "Северного потока-2", - отмечает специалист.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Софию объявил, что вопрос о продлении второй ветки "Турецкого потока" на Болгарию, Сербию и Венгрию в настоящее время прорабатывается. По его словам, для успешного решения нужны действия правительств этих стран, а также отсутствие препятствий поставкам по газопроводу со стороны ЕС. При этом Россия видит заинтересованность ряда европейских стран в том, чтобы маршрут газопровода "Турецкий поток" прошел по их территории.

"Формально найти возможности вставить палки в колеса проекту Еврокомиссия может. К примеру, "Газпром" не имеет право инвестировать в газовую инфраструктуру стран ЕС, однако уже сейчас намерен вкладываться в строительство мощностей по транзиту на территории Сербии. Она членом ЕС не является, однако на нее могут надавить: мол, если сербы стремятся попасть в Евроальянс, то должны исключить "Газпром" из числа инвесторов.

Пока, тем не менее, ситуация относительно стабильная. Потенциальные страны-участницы проекта проводят аукционы на прокладку трубопроводов, активного противодействия инициативе со стороны Еврокомиссии не заметно. Потому есть вероятность, что уже в этом году начнется строительство – не только в Болгарии, но и в ряде других стран. Как только страны Европы начнут вкладываться собственные деньги в проект, им уже есть что терять, а значит, они становятся лоббистами "Турецкого потока", - подчеркивает эксперт.

Работа над ошибками

Медведев особо подчеркнул: "новая ветка не должна повторить печальную судьбу "Южного потока". Это нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Однако власти Болгарии под давлением Вашингтона и Брюсселя в 2014 году дважды останавливала работы по проекту, после чего Москва отказалась от его реализации. 

"Решение о продлении "Турецкого потока" через болгарскую территорию зависит от того, удастся ли Софии получить твердые гарантии, что ЕС не будет чинить препятствия планам поставок газа по новому газопроводу", - сказал Медведев. Ранее стало известно, что "Турецкий поток" в ЕС может быть проложен через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию до хаба в Австрии. "Булгартрансгаз" успешно завершил так называемую процедуру open season – сбор обязывающих заявок на бронирование будущих газотранспортных мощностей, аналогичные аукционы проводят и другие страны.

"Формально попытки распространить требования газовой директивы Евросоюза на строящийся сейчас "Северный поток-2" – это как раз попытки изменить правила игры, когда она уже в самом разгаре. Теоретически эти же ограничения ЕС может применить и к "Турецкому потоку", и другим проектам. Причем попытки блокировать работу проекта могут осуществляться и когда он уже введен в эксплуатацию – ярким примером стал газопровод OPAL (продолжение "Северного потока"), который несколько лет был загружен лишь наполовину из-за политических придирок.

Одной из гарантий продолжения "Турецкого потока" так или иначе является заинтересованность европейских стран-участниц. Эта труба даст Болгарии, Сербии, Венгрии и Словакии доходы от транзита газа, а также обеспечит им гарантированные и бесперебойные поставки энергоносителя для собственных нужд.

В свое время США и Брюссель активно противодействовали "Южному потоку" – это был масштабный проект по поставке 63 млрд кубометров газа в год. Это была стратегически важная инициатива с очень высокими ставками. На этом фоне продолжение "Турецкого потока" в Европе с 16 млрд кубометров смотрится гораздо более скромно и менее амбициозно. Потому, думаю, у европейских интересантов хватит сил его отстоять перед Европой – шансы на это довольно высоки", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики