Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Требование России от Евросоюза гарантий невмешательства в "Турецкий поток" вполне справедливо на фоне показательной истории с "Южным потоком". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Россия хочет, чтобы страны-участницы проекта "Турецкий поток" в Европе взяли на себя четкие обязательства в этой инициативе. В данном случае требования предъявляются Болгарии, Венгрии, Словении – Москва считает, что при строительстве инфраструктуры на своей территории они не должны менять "правила игры". Те же требования Москва выставляет Европейской комиссии – чтобы не было чрезмерных требований к газопроводу и его политизации.

После истории с "Южным потоком" "Газпром" максимально перестраховывается – он не будет инвестировать в ГТС на территории Евросоюза, не намеревается становиться собственником мощностей по транзиту. Формально требования антимонопольного права ЕС Москва соблюдает, и призывает Европу к зеркальным действиям – не дискриминировать Россию в проектах на территории ЕС. В том, что евробюрократия способна менять условия соглашений уже в процессе реализации проектов, РФ убедилась на примере "Северного потока-2", - отмечает специалист.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Софию объявил, что вопрос о продлении второй ветки "Турецкого потока" на Болгарию, Сербию и Венгрию в настоящее время прорабатывается. По его словам, для успешного решения нужны действия правительств этих стран, а также отсутствие препятствий поставкам по газопроводу со стороны ЕС. При этом Россия видит заинтересованность ряда европейских стран в том, чтобы маршрут газопровода "Турецкий поток" прошел по их территории.

"Формально найти возможности вставить палки в колеса проекту Еврокомиссия может. К примеру, "Газпром" не имеет право инвестировать в газовую инфраструктуру стран ЕС, однако уже сейчас намерен вкладываться в строительство мощностей по транзиту на территории Сербии. Она членом ЕС не является, однако на нее могут надавить: мол, если сербы стремятся попасть в Евроальянс, то должны исключить "Газпром" из числа инвесторов.

Пока, тем не менее, ситуация относительно стабильная. Потенциальные страны-участницы проекта проводят аукционы на прокладку трубопроводов, активного противодействия инициативе со стороны Еврокомиссии не заметно. Потому есть вероятность, что уже в этом году начнется строительство – не только в Болгарии, но и в ряде других стран. Как только страны Европы начнут вкладываться собственные деньги в проект, им уже есть что терять, а значит, они становятся лоббистами "Турецкого потока", - подчеркивает эксперт.

Работа над ошибками

Медведев особо подчеркнул: "новая ветка не должна повторить печальную судьбу "Южного потока". Это нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Однако власти Болгарии под давлением Вашингтона и Брюсселя в 2014 году дважды останавливала работы по проекту, после чего Москва отказалась от его реализации. 

"Решение о продлении "Турецкого потока" через болгарскую территорию зависит от того, удастся ли Софии получить твердые гарантии, что ЕС не будет чинить препятствия планам поставок газа по новому газопроводу", - сказал Медведев. Ранее стало известно, что "Турецкий поток" в ЕС может быть проложен через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию до хаба в Австрии. "Булгартрансгаз" успешно завершил так называемую процедуру open season – сбор обязывающих заявок на бронирование будущих газотранспортных мощностей, аналогичные аукционы проводят и другие страны.

"Формально попытки распространить требования газовой директивы Евросоюза на строящийся сейчас "Северный поток-2" – это как раз попытки изменить правила игры, когда она уже в самом разгаре. Теоретически эти же ограничения ЕС может применить и к "Турецкому потоку", и другим проектам. Причем попытки блокировать работу проекта могут осуществляться и когда он уже введен в эксплуатацию – ярким примером стал газопровод OPAL (продолжение "Северного потока"), который несколько лет был загружен лишь наполовину из-за политических придирок.

Одной из гарантий продолжения "Турецкого потока" так или иначе является заинтересованность европейских стран-участниц. Эта труба даст Болгарии, Сербии, Венгрии и Словакии доходы от транзита газа, а также обеспечит им гарантированные и бесперебойные поставки энергоносителя для собственных нужд.

В свое время США и Брюссель активно противодействовали "Южному потоку" – это был масштабный проект по поставке 63 млрд кубометров газа в год. Это была стратегически важная инициатива с очень высокими ставками. На этом фоне продолжение "Турецкого потока" в Европе с 16 млрд кубометров смотрится гораздо более скромно и менее амбициозно. Потому, думаю, у европейских интересантов хватит сил его отстоять перед Европой – шансы на это довольно высоки", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики