Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Россия ставит на финансовый интерес Болгарии и Венгрии в гарантиях "Турецкого потока" от ЕС

Требование России от Евросоюза гарантий невмешательства в "Турецкий поток" вполне справедливо на фоне показательной истории с "Южным потоком". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Россия хочет, чтобы страны-участницы проекта "Турецкий поток" в Европе взяли на себя четкие обязательства в этой инициативе. В данном случае требования предъявляются Болгарии, Венгрии, Словении – Москва считает, что при строительстве инфраструктуры на своей территории они не должны менять "правила игры". Те же требования Москва выставляет Европейской комиссии – чтобы не было чрезмерных требований к газопроводу и его политизации.

После истории с "Южным потоком" "Газпром" максимально перестраховывается – он не будет инвестировать в ГТС на территории Евросоюза, не намеревается становиться собственником мощностей по транзиту. Формально требования антимонопольного права ЕС Москва соблюдает, и призывает Европу к зеркальным действиям – не дискриминировать Россию в проектах на территории ЕС. В том, что евробюрократия способна менять условия соглашений уже в процессе реализации проектов, РФ убедилась на примере "Северного потока-2", - отмечает специалист.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Софию объявил, что вопрос о продлении второй ветки "Турецкого потока" на Болгарию, Сербию и Венгрию в настоящее время прорабатывается. По его словам, для успешного решения нужны действия правительств этих стран, а также отсутствие препятствий поставкам по газопроводу со стороны ЕС. При этом Россия видит заинтересованность ряда европейских стран в том, чтобы маршрут газопровода "Турецкий поток" прошел по их территории.

"Формально найти возможности вставить палки в колеса проекту Еврокомиссия может. К примеру, "Газпром" не имеет право инвестировать в газовую инфраструктуру стран ЕС, однако уже сейчас намерен вкладываться в строительство мощностей по транзиту на территории Сербии. Она членом ЕС не является, однако на нее могут надавить: мол, если сербы стремятся попасть в Евроальянс, то должны исключить "Газпром" из числа инвесторов.

Пока, тем не менее, ситуация относительно стабильная. Потенциальные страны-участницы проекта проводят аукционы на прокладку трубопроводов, активного противодействия инициативе со стороны Еврокомиссии не заметно. Потому есть вероятность, что уже в этом году начнется строительство – не только в Болгарии, но и в ряде других стран. Как только страны Европы начнут вкладываться собственные деньги в проект, им уже есть что терять, а значит, они становятся лоббистами "Турецкого потока", - подчеркивает эксперт.

Работа над ошибками

Медведев особо подчеркнул: "новая ветка не должна повторить печальную судьбу "Южного потока". Это нереализованный международный проект газопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Строительство началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015 году. Однако власти Болгарии под давлением Вашингтона и Брюсселя в 2014 году дважды останавливала работы по проекту, после чего Москва отказалась от его реализации. 

"Решение о продлении "Турецкого потока" через болгарскую территорию зависит от того, удастся ли Софии получить твердые гарантии, что ЕС не будет чинить препятствия планам поставок газа по новому газопроводу", - сказал Медведев. Ранее стало известно, что "Турецкий поток" в ЕС может быть проложен через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию до хаба в Австрии. "Булгартрансгаз" успешно завершил так называемую процедуру open season – сбор обязывающих заявок на бронирование будущих газотранспортных мощностей, аналогичные аукционы проводят и другие страны.

"Формально попытки распространить требования газовой директивы Евросоюза на строящийся сейчас "Северный поток-2" – это как раз попытки изменить правила игры, когда она уже в самом разгаре. Теоретически эти же ограничения ЕС может применить и к "Турецкому потоку", и другим проектам. Причем попытки блокировать работу проекта могут осуществляться и когда он уже введен в эксплуатацию – ярким примером стал газопровод OPAL (продолжение "Северного потока"), который несколько лет был загружен лишь наполовину из-за политических придирок.

Одной из гарантий продолжения "Турецкого потока" так или иначе является заинтересованность европейских стран-участниц. Эта труба даст Болгарии, Сербии, Венгрии и Словакии доходы от транзита газа, а также обеспечит им гарантированные и бесперебойные поставки энергоносителя для собственных нужд.

В свое время США и Брюссель активно противодействовали "Южному потоку" – это был масштабный проект по поставке 63 млрд кубометров газа в год. Это была стратегически важная инициатива с очень высокими ставками. На этом фоне продолжение "Турецкого потока" в Европе с 16 млрд кубометров смотрится гораздо более скромно и менее амбициозно. Потому, думаю, у европейских интересантов хватит сил его отстоять перед Европой – шансы на это довольно высоки", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики