Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая стратегия и перспективы стран Прибалтики накануне ввода в строй «Северного потока-2»

Газовая стратегия и перспективы стран Прибалтики накануне ввода в строй «Северного потока-2»

В Институте стран СНГ 26 февраля состоялся Круглый стол по теме «Газовая стратегия и перспективы стран Прибалтики накануне ввода в строй «Северного потока-2»». В мероприятии приняли участие сотрудники МИД России, эксперты по энергетической и газовой проблематике, публицисты, ученые, сотрудники Института.

С основным докладом по теме круглого стола выступил старший научный сотрудник отдела Белоруссии Юрий Баранчик. В частности, в своем выступлении он отметил, что со времен Ганзейского союза Прибалтика традиционно являлась транспортным коридором, соединявшим континентальную Россию с Европой. С востока на запад шло сырье, обратно - промышленные товары и технологии.

Обслуживание потока являлось источником значительного дохода и создавало ощущение возможности политического контроля над Россией. Последнее местным националистическим элитам последнее нравилось особенно сильно. В сущности, борьба прибалтийских республик за выход из СССР являлась попыткой возврата к прежней системе экономического процветания и геополитического возвышения региона, объективно утрачивающего свое промышленно-экономическое значение.

В начальный период, сразу после распада Союза, цель казалась достигнутой. Через построенную на общие советские деньги, но доставшуюся только прибалтам инфраструктуру после 1991 года проходило 80% российского экспорта. Особенно сырьевого и в первую очередь нефтегазового.

Введение в строй второй ветки "Северного потока" положение дел меняет кардинально. Как для Европы в целом, так и конкретно для Прибалтики. Попытка отказаться от российского газа тесно привязывает европейскую периферию к "западным поставкам". В частности, к спотовым закупкам. Теоретически считается, что благодаря низким ценам в не сезон потребители смогут существенно экономить на энергообеспечении.

Но, во-первых, таких объемов на спотах в не сезон просто не продается. Во-вторых, потребители не располагают достаточным объемом хранилищ для создания необходимых запасов и деньгами для строительства таких хранилищ. В-третьих, отсутствует трубопроводная инфраструктура, позволяющая маневрировать потоками с любого хаба.

В-четвертых, это все равно будет российский газ, только уже с накрутками европейских торговых посредников. В-пятых, Европа, точнее Германия, превращаются в единственный безальтернативный источник получения энергоносителей, что неизбежно скажется на пересмотре внутренних политических правил устройства Евросоюза. В частности, в сторону повышения внутренней дисциплины и снижения политической, особенно внешнеполитической, независимости лимитрофов.

Затем слово взял эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. В своем выступлении он остановился на вопросах изменения газового рынка Европы после вступления в строй газопровода «Северный поток-2».

Основной темой выступления заведующей отделом сравнительного законодательства Института страна СНГ Валентина Гайденко стал анализ юридических последствий вступления в строй газопровода «Северный поток-2» для стран Прибалтики и Украины. Также в выступлении была детально проанализирована ситуация с попытками остановить реализацию данного проекта на европейском уровне через соответствующие директивы Еврокомиссии.

В выступлении независимого эксперта Бориса Марцинкевича были затронуты технические аспекты строительства газопровода «Северный поток-2», а также структура акционерного капитала компаний, входящих в состав акционеров «СП-2». На фактах было продемонстрировано, что национальные правительства стран Прибалтики никоим образом не могут политически повлиять на строительство газопровода «Северный поток-2».

Независимый эксперт Дмитрий Болкунец в своем выступлении сделал акцент на косвенных темах, связанных со строительством газопровода «Северный поток-2», в частности, с проблемой обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь в контексте возведения Белорусской АЭС и возникающих в связи с этим проблемах в отношениях с прибалтийскими государствами, особенно, Литвой.

После каждого доклада выступающие отвечали на вопросы участников круглого стола, в конце мероприятия прошла дискуссия по наиболее острым тезисам и темам прозвучавших выступлений. 

Источник: Materik.ru, 06.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики