Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сырая нефть или газовый конденсат?

Сырая нефть или газовый конденсат?

В американском законопроекте об антироссийских санкциях есть термин crude oil, который можно толковать двояко. От его истолкования, возможно, будет зависеть судьба не только нефтяных, но и газовых российских компаний

Издание «Ведомости» обнаружило в законопроекте об антироссийских санкциях два важных слова. Речь идет о термине «сырая нефть» (crude oil), который в США можно толковать и по-другому. От этого, возможно, будет зависеть степень санкций, если документ примут в существующем виде.

Когда сенаторы в феврале опубликовали свой документ, все обратили внимание в основном на фразу про санкции за участие в российских СПГ-проектах. Правда, речь идет о проектах за пределами страны, а там их почти нет. И все равно само слово «СПГ» появилось. Сейчас же «Ведомости» заметили еще два важных слова. В законопроекте есть пункт про санкции за участие в разработке российских месторождений нефти. Ничего страшного здесь нет, мы в основном делаем это сами.

Но в этой строчке есть термин crude oil, дословно «сырая нефть». А еще несколько лет назад американские регуляторы постановили называть crude oil не только нефть, но и газовый конденсат. Это ведь тоже жидкие углеводороды. Но главное, что на большинстве наших месторождений конденсат добывают вместе с газом. Соответственно, эту строчку можно будет трактовать как санкции против всего российского газа, против «Газпрома» и «Новатэка». Юридический и филологический казус комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко: 

«Законы меняются нечасто, изменить их достаточно сложно, а вот трактовки могут меняться достаточно широко и гибко. Если crude oil останется, органам исполнительной власти это даст возможность соответствующим образом давить на Россию. Конечно, и «Газпрому», и «Новатэку» будет крайне невыгодно, если crude oil останется в текущей редакции. Данная норма может быть истолкована расширительно, газовые проекты могут быть включены, и, соответственно, это может повлечь существенные убытки для российских газовых компаний».

То есть если законопроект будет принят и американцы захотят, то теоретически под санкции могут попасть СПГ-проекты «Новатэка», откуда тогда, возможно, придется уйти французской Total. Толкование может быть настолько широким, что речь может идти, в принципе, о покупке российского газа.

Правда, тогда нужно будет объяснить это Европе. Поэтому вряд ли сенаторы имели в виду газовый конденсат, считает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Если бы законодатели или истеблишмент пытались воздействовать именно в таком контексте, то они бы просто прописали — condensate. Хотя, на самом деле, пока они в целом избегают наложения секторальных санкций на текущие проекты в газовой сфере, прекрасно понимая, что это вызовет серьезнейшую озабоченность у европейских союзников, которые и так подвергаются очень сильному давлению со стороны США».

Важно, что американские власти не очень любят что-то объяснять. Политика такая: чтобы никто не знал, как точно трактовать законы, чтобы всегда была опасность нарушить их и попасть под вторичные санкции. Но есть еще мнение, что сенаторы просто не знают, что сырой нефтью в США теперь называют и газовый конденсат. В конце концов, это технические термины, которые законодатели не обязаны знать.

Тогда, возможно, было бы хорошо, чтобы им кто-нибудь об этом рассказал, дабы уж точно не было расширительного толкования. А может быть, наоборот, тогда в документе действительно появится gas condensate. Эти слова, в отличие от crude oil, трактуются однозначно. 

Источник: BFM.RU, 06.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики