Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: В вопросе транзита газа Киеву остается лишь пугать Европу Путиным

Симонов: В вопросе транзита газа Киеву остается лишь пугать Европу Путиным

Замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль 5 марта на конференции в Брюсселе заявила о том, что после завершения текущего газового контракта с РФ Киев будет придерживаться «плана А», который предусматривает новое соглашение по европейским правилам

Дипломат также отметила, что Украина вместе с партнерами разрабатывает некие предупредительные меры на случай, если Россия откажется подписывать контракт. 

 

О том, какие рычаги воздействия на Москву есть у Киева в этом вопросе, и о перспективах транзита газа в целом издание Украина.ру побеседовало с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

- Так что же это за предупредительные меры, о которых в своем выступлении говорила Зеркаль?

— Украинские чиновники и представители газотранспортного бизнеса делают похожие друг на друга заявления: «Договор придется подписать», «Транзит будет сохранен», «У нас есть аргументы и способы давления».

Но, по большому счету, единственный аргумент, который есть сегодня у Украины — это попытка продать европейцам политику. Они прямым текстом говорят, что если «Газпром» прекратит транзит газа через Украину, то Путин якобы начнет войну.

Это же откровенная белиберда. Тем более, если бы Украина исповедовала логику, что экономические связи позволят избежать вооруженного конфликта, она бы, наверное, эти связи не рвала. А они их рвут везде, кроме газового транзита.

Поэтому сегодня единственный аргумент, который у них есть, это политика. Они пытаются ее продать. Ведь если бы были какие-то другие внятные аргументы, «план Б», то давайте их озвучим. До конца контракта остается три квартала. Пора бы уже эти планы делать публичными.

Вместо этого Киев пытается всеми правдами и неправдами заставить европейских чиновников если не остановить строительство газопровода «Северный поток – 2», что невозможно, то попытаться придумать что-то, что этот проект каким-то образом может торпедировать. Как это было с историей с блокировкой половины мощностей. 

- В чем должна заключаться эта конкретика? 

— Если бы я был украинским чиновником, я бы резко снизил тарифы на транзит газа. Тогда можно было бы говорить, что Украина какой-то серьезный аргумент нашла. Ведь «Газпром» постоянно отмечает, что «Северный поток – 2» — это не политика, а экономика: этот проект гораздо выгоднее.

Если Киев сможет сделать транзит экономически обоснованным, пусть даст гарантии, что транзит будет каким-то образом конкурентен. Но пока Украина в экономическую плоскость это все не переводит. Если это произойдет, то можно будет о чем-то говорить.

Но пока этого нет, продается политика. Все эти «планы А», и «планы Б», и «план В» ставят своей целью убедить европейцев, что надо просто по политическим мотивам не дать страшной России напасть на Украину.

Якобы после того, как контракт закончится, русские танки сразу же войдут в Киев. Что является, конечно, бредом, но тем не менее везде тиражируется.  

- А как будет осуществляться транзит российского газа в Европу, если новый контракт не будет подписан? 

— Транзит будет осуществляться по газопроводам «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», а остатки «Газпром» будет выкупать через аукцион.

По европейским правилам Украина должна свободную мощность выставить на торги. И если в пиковые зимние сезоны потребуется эту мощность докупить, то «Газпром» будет ее докупать безо всякого контракта. Здесь все европейские правила предусматривают.

На самом деле, европейское законодательство полностью на стороне «Газпрома», как бы смешно это не казалось. Именно поэтому Украина не собирается разделять «Нафтогаз» по требованию европейского законодательства. Киев — единственный, кто торпедирует переход на европейские правила.

Мы как раз заинтересованы в том, чтобы европейское законодательство, третий энергопакет на Украине работали. Мы этому будем только рады.

Источник: Украина.ру, 07.03.2019

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики