Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскому СПГ придется брать Индию ценами

Российскому СПГ придется брать Индию ценами

Индия вслед за Китаем наращивает импорт природного газа и в ближайшие пять лет может стать одним из самых быстрорастущих рынков мира. Основная битва развернется среди поставщиков СПГ. Найдется ли на индийском рынке достойная доля для России?

В Индии растет спрос на газ, но снижается внутренняя добыча газа. В результате, по оценкам компании Shell, впервые доля импортного газа в 2018 году превысила 50% - более 27 млрд кубометров. Премьер-министр Индии Нарендра Моди поставил задачу, чтобы доля газа в энергобалансе страны выросла с 6,5% до 15%. До последнего времени в Индии действовало 4 терминала СПГ, а через семь лет их количество должно увеличиться еще на 11. Их общая мощность превысит 70 млн тонн (96 млрд кубометров). Причем, очередной, пятый терминал СПГ, запустили вчера, 6 марта. Премьер-министр Индии дал старт работе терминалу по приему сжиженного газа Ennore в Тамил Наду. С терминала мощностью 5 млн тонн (около 7 млрд кубометров) будут поставлять газ по еще строящемуся газопроводу протяженностью 1244 километра для НПЗ, нефтехимических заводов, заводов по производству удобрений и газовых электростанций.

О росте потребления газа в Индии может говорить такой факт: государственная транспортная компания Maharashtra State Road Transport Corporation (MSRTC) объявила о том, что переводит 18 тысяч своих автобусов на газ для снижения расходов.

Крупнейшим поставщиком газа для Индии остается Катар. Он обеспечивает 60% импортируемого СПГ. Далее идут Австралия, Западная Африка и США. Последние, по данным управления информации Минэнерго Соединенных Штатов (EIA), нарастили поставки в прошлом году почти втрое — до 1,6 млрд кубометров.

В прошлом году в Индию начались и поставки российского СПГ. Одну спотовую партию, около 100 млн кубометров, доставила торговая «дочка» «Новатэка» — Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd. Еще 1 млрд кубометров — Gazprom Marketing & Trading, принадлежащая «Газпрому». По контракту с индийской GAIL, российский холдинг начнет полномасштабные поставки СПГ в страну в объеме 2,5 млн тонн (3,45 млрд кубометров) с 2022 года. Их «Газпром» закупает у проекта «Ямал СПГ».

Контракты индийских компаний с США превышают «газопромовский» более чем вдвое — 6 млн тонн (8,2 млрд кубометров). И их портфель продолжает расти. В феврале индийская Petronet заключила с американской Tellurian Inc соглашение об инвестициях в строящийся терминал СПГ в Луизиане.

Главным козырем России всегда был трубопроводный газ. Однако в отличие от Китая тянуть газопровод в Индию слишком далеко, а существующие проекты других стран тянутся десятилетия и так и не доведены до конца.

«Индия заинтересована в стабильном импорте трубопроводного газа. Однако существующим проектам уже не один десяток лет. Дальше всех из них продвинулся проект ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), но и его перспективам угрожает нестабильная обстановка в Афганистане. В разных плоскостях продолжаются обсуждения по строительству газопровода из Ирана. Однако, на сегодняшний день, любой из существующих проектов газопроводов в Индию — это по-прежнему уравнение со многими неизвестными», — считает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Сергей Капитонов.

Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан отмечает, что туркменский газ кокунрентноспособен и Ашхабад очень заинтересован в новом маршруте поставок. «Я думаю, что трубопровод ТАПИ будет реализован. Хотя, конечно же, его не удастся ввести в эксплуатацию, как было заявлено, к декабрю 2019 года, — говорит эксперт. — Строительство трубопровода идет медленно и есть проблемы с финансированием проекта. Проект масштабный, протяженность трубопровода 1735 км, он пролегает через территорию Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии. Его можно сравнить с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Строительство данного трубопровода удалось завершить в течении трех лет и ввести в эксплуатацию в конце мая 2006 год. Однако строительство ТАПИ началось в декабре 2015 года и до сих пор не сообщалось даже о том, что завершена хотя бы его туркменская часть, протяженность которой составляет всего 11% всего маршрута».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что для России Индия — это рынок СПГ, который в перспективе может повторить путь Китая по скорости роста. «Российским компаниям он также даст возможность участвовать в развитии инфраструктуры как внутри Индии, так и для поставок газа из третьих стран, прежде всего, Ирана», — говорит эксперт.

Индия при этом — отменный переговорщик, который не хочет переплачивать за товар. Это показали долгосрочные контракты по поставкам СПГ. В 2015 году катарская RasGas пошла на уступки индийской Petronet и согласилась изменить формулу цены так, что цены для Индии снизились почти вдвое, но увеличился объем — до 8,5 млн тонн в год (11,7 млрд кубометров) до 2028 года. Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил тогда, что госкомпания сэкономит $ 3 млрд. Осенью 2017 года снизить цену пришлось уже и американскому нефтегиганту ExxonMobil. Он поставляет СПГ в Индию из Австралии. Взамен на увеличение ежегодных поставок с 1,5 млн тонн до 2,7 млн тонн американцы согласились взять на себя расходы по доставке сжиженного газа и изменить формулу ценообразования в сторону снижения. Министерство нефти Индии оценило экономию от новых условий контракта в $ 600 млн. Похожая история постигла и «Газпром», которому пришлось в прошлом году пойти на уступки по контракту еще 2012 года. Как замечал «Коммерсант», маржа «Газпрома» оказалась после новых договоренностей невелика. В Индии же заявили о значительной экономии. Как сообщало индийское издание The Economic Times, ссылаясь на письменный ответ министра нефти Индии Дхармендры Прадхана, Gail снизит затраты по контракту более чем на $ 1 млрд. Издание The Hindu при этом отметило, что первая поставка газа от «Газпрома» прошла по цене почти $ 250 и оказалась дешевле, чем у конкурентов из Катара, Австралии и США.

Впрочем, борьба поставщиков разгорится, скорее всего, не за долгосрочные, а спотовые поставки, которые уже сегодня составляют значительную часть закупок индийских компаний. Сергей Капитонов отмечает, что спрос на СПГ в Индии напрямую зависит от уровня цен на сжиженный газ на рынке. «Чем ниже цены на СПГ, тем больше импортирует Индия», — говорит аналитик по газу. По его мнению, рост поставок спотовых партий российского СПГ в Индию напрямую зависит от их конкурентоспособности на местном рынке.

Одной из проблем, с которыми сталкивается российский СПГ в Индии, ограниченные объемы, которые пока российские производители могут поставить в страну. Например, «Ямал СПГ» только в этом году выйдет на проектную мощность в 16,5 млн тонн и почти весь газ законтрактован. Поэтому ближайший источник российского СПГ для Индии — проект «Арктик СПГ 2», который запланирован к запуску в 2023 году. Зампред правления «Новатэка» Марк Джетвей говорил, что лишь половина произведенного СПГ из 20 млн тонн (27 млрд кубометров) будет поставляться по долгосрочным контрактам. Остальное — на спотовый рынок. Во время конференции IP Week в Лондоне в конце февраля он заявил, что «Новатэк» способен будет поставлять газ, например, в Европу по цене $ 3,15 за MMBTU ($ 112 за тысячу кубометров) вместо нынешних $ 6 за MMBTU, тогда как у американских производителей она составляет $ 7-$ 8 ($ 248−284 за тысячу кубометров).

Источник: EADaily, 07.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики