Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Чехия тормозит евроинтеграцию

Чехия тормозит евроинтеграцию

Ключевые политические процессы в Старом Свете, к которым, безусловно, относится и процесс евроинтеграции, не могут не привлекать пристального внимания людей, занимающихся российским ТЭКом. Ведь несмотря на все попытки Москвы выйти на новые рынки, "заигрывание" с Китаем и т.д., именно страны ЕС сейчас и на ближайшие годы остаются главными энергетическими партнерами России, и от выбора ими своей стратегии в отношениях с поставщиками углеводородов в значительной степени зависит будущее всего российского нефтегаза.

На днях конституционный суд Чехии отложил до начала ноября 2009 г. решение по вопросу о том, соответствует ли Лиссабонский договор ЕС основному закону страны. Правила ЕС очень щепетильны в процедурных вопросах, поэтому казалось бы чисто технические претензии к Лиссабонскому договору одного президента одной не самой крупной страны, входящей в Союз, способны отбросить процесс евроинтеграции к той же степени застоя, который имел место после провала попыток ввести Евроконституцию в 2005 г.

В России сложности, возникающие с процессом евроинтеграции, зачастую воспринимаются позитивно, что объясняется нежеланием иметь дело с общими институтами ЕС и ставкой на двусторонние контакты. В подобной позиции есть своя логика - в Еврокомиссии и Европарламенте действительно очень много игроков, по идеологическим причинам весьма негативно настроенных в отношении РФ и ее энергетических проектов. Договориться с этими "брюссельскими и страсбургскими радикалами" действительно крайне сложно, в тактическом смысле приоритетная прямая работа с влиятельными столицами отдельных мощных государств (Римом, Берлином, Парижем) - полностью оправдана.

Однако в долгосрочном плане необходимо учитывать возможное изменение обстановки. Противоречия, возникающие в ходе евроинтеграции, действительно имеют место, но они менее значимы, чем сила инерции европейской интеграции. Странам ЕС в любом случае приходится наращивать политико-экономическую и социальную интеграцию, в противном случае резко снижается возможность "выстоять по одиночке" в глобальном соревновании с такими мировыми центрами силы как, скажем, Китай или США. Поэтому нынешний "чешский казус" наверняка будет разрешен, а Лиссабонский договор или его аналог вступит в силу, пусть и по прошествии немалого времени. Тогда неизбежным станет новый перевод дополнительных полномочий от национальных столиц на уровень сообщества, к чему Москве стоит заранее начать готовиться и искать подходы к убеждению не только лидеров Италии и Германии, но и евробюрократов в своей правоте.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики