Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Весенние топливные цены

Весенние топливные цены

В топливном сообществе продолжается обсуждение ценовых проблем в сегменте нефтепродуктов. Главным, по-прежнему, остается вопрос – удастся ли удержать рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции. 

Рынок, как всегда, полнится высказываниями и заявлениями чиновников, аналитиков-экспертов. Во властных структурах, понятное дело, уверяют, что стоимость того же бензина на заправках не будет опережать инфляционные темпы, в сообществах независимых трейдеров и автомобилистов, наоборот, считают, что весеннего повышения цен избежать вряд ли удастся. При этом у каждой из сторон, как водится, свои аргументы и свое видение существующих проблем и вариантов их решения. 

Регулировка с поправкой на рынок

До 31 марта, как известно, действует соглашение о заморозке цен в мелком опте, подписанное в ноябре прошлого года правительством и нефтяниками. И, следует, признать, что в целом оно соблюдается. Эксперты даже отметили небольшое – на несколько копеек – снижение цен на заправках в ряде регионов в феврале. Но произошло это после январского повышения цен до 1,7%, по поводу чего в «Газпром нефти», например, заметили, что были вынуждены пойти на небольшое увеличение розничных цен в связи с ростом ставки НДС. 

Объясняя рост цен на АЗС (на январском совещании премьер-министра с вице-премьерами), вице-премьер Дмитрий Козак подчеркнул, что их повышение связано с изменением налога на добавленную стоимость.

- Но нигде, ни у одной компании этот (ценовой) потолок по состоянию на сегодняшний день не пробит, и есть уверенность в том, что такая ситуация сохранится до конца января, – также отметил он. 

 

Однако главу правительства такие объяснения, похоже, не удовлетворили. По сообщениям ряда информационных агентств, он настоятельно порекомендовал Козаку принять надлежащие меры к тем компаниям, которые не соблюдают договоренность и повышают цены.

- Если возникают какие-то отклонения от уровня цен, особенно в части крупнейших поставщиков, вертикально интегрированных компаний, просто вызывать их, напоминать положения этого соглашения. А если ситуация где-то будет дестабилизирована, принимать различные меры реагирования, включая меры и антимонопольного регулирования, и меры, предусмотренные этим самым соглашением, – наказал он вице-премьеру. 

 

И вот здесь стоит заметить, что подобные совещания (еще в бытность В. Путина премьер-министром), также проводились, и также звучали требования премьера снизить цены на бензин. Да и потом, на протяжении ряда лет, были попытки «регулирования» топливных цен при возникновении так называемых кризисных ситуаций. 

Так что очередной ценовой кризис на топливном рынке – это не более, чем фигура речи. К тому же повышение цен на топливо в конце прошлого года серьезных длительных протестов не вызвало. Правда, были локальные – по регионам, но они очень быстро выветрились. 

Внимательно, по периодам, отслеживающие и сопоставляющие  происходящее в топливном ценовом сегменте, эксперты рынка уверены, что и очередная попытка правительства, направленная на удержание цен, вряд ли в итоге приведет к каким-то положительным результатам. 

Например, аналитик отрасли, партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин считает действия правительства в сфере регулирования топливных цен делом не новым и рутинным, не сулящим каких-либо перспектив.

- Да и логика тут простая: если цена на бензин по требованию властей остается практически неизменной, а власти увеличивают долю налогов в этой цене, то зачем винить нефтяников в том, что они жалуются на потерю рентабельности на внутреннем топливном рынке? Это ведь правительство по два-три раза в год повышает акциз на нефтепродукты, а заодно и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Значит именно на правительстве и лежит вина за рост цен на АЗС. Цена на нефть на мировых рынках не имеет ничего общего с ценами на российских бензоколонках, – высказался по поводу последнего «всплеска» цен эксперт. 

 

И всё же, несмотря на уже многолетнюю повторяемость (с учетом, конечно, некоторых нюансов) происходящего в сегменте топливных цен, в экспертном сообществе, по меньшей мере, настороженно восприняли заявление вице-премьера Козака в кулуарах инвестиционного форума в Сочи, о том, что рыночные механизмы не предполагают возможности снижения цен на бензин в России. Для тех, кто привык читать между строк, высказывание премьера стало своего рода сигналом к предстоящему, в ближайшей перспективе, повышению цен. 

Неочевидность прогнозов

Итак, в правительстве намерены придерживаться заявленного курса на сдерживание роста топливных цен, но снижения их не будет, так что не обессудьте. Реагирование и регулирование не отменяются, но и о «рыночных механизмах» не стоит забывать. 

Вот об этом, собственно, и напомнил Козак.

- Ситуация на рынке зависит от мировых котировок и курсов валют. Сейчас сложилась ситуация, когда внутренний рынок стал более премиальным, чем внешний. Экономическая ситуация привела к тому, что мы затоварили внутренний рынок нефтепродуктов. Но рыночные механизмы не предполагают, что цены сойдут с того пьедестала, на который они забрались. Мы стремились сдержать галопирующий рост цен. Задача снижения цен труднодостижима в условиях рыночной экономики, – так, в более развернутом виде, вице-премьер прокомментировал сложившееся положение дел. Понимание «условий рыночной экономики» – как, и что в ней должно происходить – у каждого (и это данность) свое. 

 

Но не мешает иногда и к рекомендациям специалистов прислушиваться. Так, в конце прошлого года в Счетной палате предупреждали о вполне реальном и значительном росте цен на бензин в связи с повышением акцизов. Да и в ряде общественных организаций заявляли, и не раз, о «переборе» с налоговыми нагрузками. Их негативное влияние на ситуацию с ценами, в частности, отметила генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун, подчеркнув, что в себестоимости топлива уже присутствует налог на добычу природных ископаемых, а к нему плюсуется еще и акциз. 

А из другой независимой организации под названием Независимый топливный союз (НТС) прозвучали и более мрачные прогнозы: уже в 2019 году цена литра бензина может вырасти до 60 рублей. 

Впрочем, стоит заметить, что далеко не все эксперты согласны с такими крайне пессимистичными прогнозами.

- Это какая-то пугалка. У нас же не фаза гиперинфляции в национальной экономике, – высказался по этому поводу руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

 

Он также отметил, что регуляторы топливного рынка дают за счет моратория минимальную приемлемую маржу, хотя независимые владельцы заправок просят больше, что, впрочем, является естественным желание бизнеса. И закрытия до половины независимых заправок, о чем не раз заявляли в том же НТС, конечно же, не будет.

- АЗС в подавляющем большинстве просто сменят владельцев, такова традиционная практика. Те же ВИНКи могут выкупить их или же они будут работать в формате франчайзинга. Сказ о массовом закрытии АЗС носит перманентный характер. И на самом деле волн банкротств не отмечалось в периоды былых топливных кризисов, – заметил Пасечник

 

Есть, кстати, и другая проблема, непосредственно связанная с ценами на нефтепродукты. И касается она, в первую очередь, тех самых основных борцов за справедливые топливные цены – независимых владельцев заправок. 

В Минпромторге похоже не зря опасались возможного ухудшения качества топлива на независимых АЗС в связи повышением его стоимости. Как показали начавшиеся региональные проверки, именно на этих заправках был выявлен самый большой процент нарушений. О чем и сообщил представителям СМИ глава ведомства Денис Мантуров, заметив при этом, что эти проверки будут продолжены, и, конечно, в фокусе повышенного внимания будут находится АЗС, принадлежащие независимым трейдерам. 

Свое мнение о ситуации с ценами, понятное дело, высказал и представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По его мнению, в мелкооптовой торговле топливом усредненная маржинальная доходность по сегменту находится в пределах 10-15%.

- Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке. То же самое касается в целом и дизельного топлива, а также зимнего дизельного топлива, где чуть больше напряженности. Но с учетом ситуации в целом это позволяет нам рассчитывать на то, что мы спокойно проходим вопросы, связанные с обеспечением топливом экономики нашей страны, – сообщил заместитель руководителя антимонопольной службы страны. 

 

Но «спокойное прохождение вопросов» ни в коей мере не расслабило антимонопольщиков: в феврале они, наконец, обнаружили виновников повышения цен на топливо. Ими оказались два нефтетрейдера – АО «Солид - товарные рынки» и ООО «А-Ойл». ФАС обвинила их в картельном сговоре и возбудила дело. 

И, судя по прозвучавшим в ведомстве заявлениям, это только начало. Так, начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев сообщил, что еще будут крупные дела в отношении компаний федерального масштаба, оказывавших влияние либо на рынки регионов, либо на рынки России в целом. 

В общем, если что, то найдется на кого свалить повышение цен, если таковое состоится. Первые «стрелочники» найдены, на очереди следующие – ведь расследование еще не завершено. 

Не внушают оптимизма, – и вполне могут рассматриваться, как один из факторов предстоящего повышения цен, – появившиеся исследования и доклады о том, что в России оказывается самый дешевый бензин в Европе. Правда, в Казахстане еще дешевле, только вот обязательно стоит обратить внимание на то, сколько литров бензина могут позволить себе приобрести на достаточно низкие зарплаты его потребители в России и Казахстане. И сравнить с возможностями в этой части рейтинга жителей развитых европейских стран. 

Что, собственно, очень четко и наглядно отражено в приведенной ниже таблице рейтинга стран. 

Место

Страна

Объём бензина, который можно приобрести на среднюю зарплату, литров

Цены на бензин 95 на начало 2019 года, рублей за литр

Изменение цен на бензин 95 по сравнению с началом 2018 года, %

Цены на ДТ на начало 2019 года, рублей за литр

Изменение цен на ДТ по сравнению с началом 2018 года, %

1

Люксембург

3113,9

84,1

-7,1

79,4

-0,8

2

Норвегия

2334,1

115,7

4,9

114,5

10,4

3

Австрия

2214,9

88,4

-3,1

89,0

1,6

4

Великобритания

2076,9

101,3

-1,4

109,7

3,7

5

Швеция

1991,1

107,2

-5,8

111,1

-1,9

6

Дания

1972,4

114,0

-1,7

101,0

2,3

7

Нидерланды

1897,7

117,7

-2,8

99,3

0,9

8

Бельгия

1843,7

96,2

-6,9

103,6

5,3

9

Германия

1831,1

102,3

0,1

93,5

3,9

10

Ирландия

1824,3

101,3

-4,3

98,2

0,0

11

Финляндия

1777,1

108,9

-2,4

105,1

1,8

12

Франция

1602,4

107,5

-3,7

105,3

-0,4

13

Кипр

1533,4

81,8

-12,3

88,6

-6,0

14

Испания

1457,6

90,5

-4,5

86,9

-1,3

15

Италия

1193,0

112,1

-5,4

107,9

-1,1

16

Казахстан

896,7

30,9

-1,2

46,5

24,7

17

Словения

878,6

89,8

-8,7

90,4

-3,8

18

Греция

870,1

112,0

-4,1

100,7

0,9

19

Эстония

832,7

91,5

-7,8

93,0

-5,6

20

Россия

825,8

45,0

9,7

47,2

15,8

21

Португалия

766,8

107,2

-7,6

100,4

-1,0

22

Мальта

750,7

102,9

3,8

93,0

4,2

23

Чехия

711,7

90,8

0,3

92,3

4,1

24

Хорватия

686,9

93,0

-6,0

93,4

-1,2

25

Польша

655,5

83,9

-2,4

88,2

4,9

26

Словакия

654,7

92,9

-6,8

88,7

-2,4

27

Литва

634,2

83,5

-5,3

83,1

0,3

28

Венгрия

601,7

80,6

-9,4

87,6

-4,3

29

Белоруссия

568,9

46,9

19,7

47,2

18,6

30

Латвия

546,6

88,8

-4,2

88,3

2,9

31

Болгария

533,9

73,8

-6,5

81,0

2,2

32

Румыния

527,8

82,7

-5,0

87,6

-1,2

33

Украина

246,9

72,1

7,5

71,6

16,1

В общем, не все так плохо, хоть и в Европе, но в лидерах соревнования за самые низкие цены на бензин. Ну а здесь вам – не там, можно и потерпеть…

Автор: Андрей Заболотский

Источник: Транслер, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики