Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конкуренту «Турецкого потока» не хватает газа

Конкуренту «Турецкого потока» не хватает газа

Акционеры румынского «Трансгаза» не утвердили инвестиционный план компании до 2027 года, а сам оператор газотранспортной системы Румынии отказался от второго этапа строительства газопровода BRUA (Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия), пока поставщики не забронируют достаточные объемы. Проекту, который является европейской альтернативой «Турецкого потока», не хватает газа.

Вчера, 12 марта, румынский «Трансгаз» официально объявил о том, что акционеры не утвердили 10-летний инвестиционный план компании в 1,9 млрд евро. Против выступили владельцы 80,9% акций. Главное в плане — это строительство инфраструктуры по подаче газа из Болгарии и Румынии в Венгрию и Австрию общей стоимостью 1 млрд евро и газопровода с черноморских месторождений Румынии с соединением с BRUA. Он обойдется в 360 млн евро. 58% акций «Трансгаза» принадлежат министерству экономики Румынии и акционеры потребовали более детальной информации об инвестициях.

До этого же, в феврале, румынский оператор ГТС объявил о том, что не будет строить второй этап BRUA, пока поставщики не забронируют достаточные объемы.

Сейчас «Трансгаз» осуществляет первый этап строительства стоимостью 478 млн евро, который должен завершиться в конце 2019 года. Речь идет о газопроводе протяженностью 479 километров и двух компрессорных станциях. После первого этапа Румыния сможет подавать в Венгрию и Австрию 1,75 млрд кубометров в год. Полное же осуществление проекта предполагает увеличение мощности до 4,4 млрд кубометров. В презентации оператора румынской ГТС говорится, что источниками газа будут месторождения в румынском секторе Черного моря и «Южный газовый коридор» из Азербайджана. Из последнего голубое топливо планируют получать через Болгарию. «Будет достигнута цель по диверсификации источников снабжения газом для европейских стран», — говорится в презентации «Трансгаза».

По материалам румынской компании, опубликованным в феврале, пока поставщики газа забронировали лишь около 40% мощности второго этапа (1 млрд кубометров из 2,6 млрд). Поэтому в румынском «Трансгазе» и венгерской FGSZ объявили о негативном результате тестов и проведении нового. Если дополнительных бронирований не будет, то нет причин увеличивать мощность BRUA, заявили представители оператора румынской ГТС.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что проекту не хватает ресурсной базы. «Компании, которые работают на шельфе страны, не приняли инвестиционное решение по добыче из-за ужесточения национального регулирования. В этих условиях инвестиции в строительство газопровода теряют смысл», — говорит эксперт.

Румынское издание Romania-insider.com при этом замечает, что компании, участвующие в черноморских проектах, не подали ни одной заявки. В первую очередь речь идет об австрийской OMV и американской ExxonMobil. На глубоководном блоке Нептун они обнаружили несколько месторождений, совокупные запасы которых могут превышать 170 млрд кубометров. Добычу планировалось начать в начале следующего десятилетия. Однако последние решения румынских законодателей поставили инвесторов в тупик. В 2018 году парламент страны принял закон, после которого, например, в OMV сообщили, что откладывают принятие окончательного инвестиционного решения на следующий год. «Мы не можем решить по „Петрому“ в этом квартале, как собирались», — заявил глава австрийской компании Райнер Зеле, добавив, что группа должна оценить условия, в которых будут осуществляться миллиардные инвестиции. Если коротко, то новый закон установил дополнительные 2% налога с оборота и обязательную продажу 50% газа на местном рынке по регулируемому тарифу. При текущих ценах и планах добычи изъятия могут составить около 500 млн евро в год. Ранее добычу в Черном море прогнозировали в 6,3 млрд кубометров в год, а поставки в Венгрию по меморандуму о стратегическом партнерстве между правительством страны и ExxonMobil — до 4,4 млрд кубометров.

По поставкам газа из «Южного газового коридора» замдиректора ФНЭБ говорит, что большая его часть будет поставляться на юг Италии. Болгария при этом законтрактовала 1 млрд кубометров каспийского газа в год. Очевидно, на них и рассчитывают в проекте BRUA. Правда, в таком случае сама Болгария, имеющая небольшие объемы собственной добычи, по-прежнему будет потреблять только российский газ.

«BRUA — очень важный компонент вертикального коридора, который интегрирует газопроводные системы Греции, Болгарии, Румынии и Венгрии. Вот почему BRUA является важным звеном в транспортировке азербайджанского газа в Европу», — заявил в конце февраля в интервью азербайджанскому изданию Trend заместитель министра энергетики Румынии Юлиан-Робертом Тудораше.

Любопытно, что румынский «Трансгаз» разрабатывал инвестиционную программу не только с учетом запуска BRUA, но и «Турецкого потока». Как известно, ввод в эксплуатацию черноморского газопровода со следующего года остановит украинский маршрут через Румынию и Болгарию в Турцию. Поэтому оператор румынской ГТС планирует построить интерконнектор с Украиной, чтобы можно было поставлять газ по транзитному газопроводу в обратном направлении. Правда, при отсутствии ресурсной базы он также становится никому не нужен.

Напомним, что «Газпром» определился с маршрутом «Турецкого потока» в Европу. Он пройдет через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию. Судя по мощности планируемых сухопутных продолжений, Болгария (включая Македонию) будет получать до 5,5 млрд кубометров, Сербия — до 4 млрд, а остальные 9,5 кубометров пойдут в Венгрию и Австрию.

Источник: EADaily, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики