Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конкуренту «Турецкого потока» не хватает газа

Конкуренту «Турецкого потока» не хватает газа

Акционеры румынского «Трансгаза» не утвердили инвестиционный план компании до 2027 года, а сам оператор газотранспортной системы Румынии отказался от второго этапа строительства газопровода BRUA (Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия), пока поставщики не забронируют достаточные объемы. Проекту, который является европейской альтернативой «Турецкого потока», не хватает газа.

Вчера, 12 марта, румынский «Трансгаз» официально объявил о том, что акционеры не утвердили 10-летний инвестиционный план компании в 1,9 млрд евро. Против выступили владельцы 80,9% акций. Главное в плане — это строительство инфраструктуры по подаче газа из Болгарии и Румынии в Венгрию и Австрию общей стоимостью 1 млрд евро и газопровода с черноморских месторождений Румынии с соединением с BRUA. Он обойдется в 360 млн евро. 58% акций «Трансгаза» принадлежат министерству экономики Румынии и акционеры потребовали более детальной информации об инвестициях.

До этого же, в феврале, румынский оператор ГТС объявил о том, что не будет строить второй этап BRUA, пока поставщики не забронируют достаточные объемы.

Сейчас «Трансгаз» осуществляет первый этап строительства стоимостью 478 млн евро, который должен завершиться в конце 2019 года. Речь идет о газопроводе протяженностью 479 километров и двух компрессорных станциях. После первого этапа Румыния сможет подавать в Венгрию и Австрию 1,75 млрд кубометров в год. Полное же осуществление проекта предполагает увеличение мощности до 4,4 млрд кубометров. В презентации оператора румынской ГТС говорится, что источниками газа будут месторождения в румынском секторе Черного моря и «Южный газовый коридор» из Азербайджана. Из последнего голубое топливо планируют получать через Болгарию. «Будет достигнута цель по диверсификации источников снабжения газом для европейских стран», — говорится в презентации «Трансгаза».

По материалам румынской компании, опубликованным в феврале, пока поставщики газа забронировали лишь около 40% мощности второго этапа (1 млрд кубометров из 2,6 млрд). Поэтому в румынском «Трансгазе» и венгерской FGSZ объявили о негативном результате тестов и проведении нового. Если дополнительных бронирований не будет, то нет причин увеличивать мощность BRUA, заявили представители оператора румынской ГТС.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что проекту не хватает ресурсной базы. «Компании, которые работают на шельфе страны, не приняли инвестиционное решение по добыче из-за ужесточения национального регулирования. В этих условиях инвестиции в строительство газопровода теряют смысл», — говорит эксперт.

Румынское издание Romania-insider.com при этом замечает, что компании, участвующие в черноморских проектах, не подали ни одной заявки. В первую очередь речь идет об австрийской OMV и американской ExxonMobil. На глубоководном блоке Нептун они обнаружили несколько месторождений, совокупные запасы которых могут превышать 170 млрд кубометров. Добычу планировалось начать в начале следующего десятилетия. Однако последние решения румынских законодателей поставили инвесторов в тупик. В 2018 году парламент страны принял закон, после которого, например, в OMV сообщили, что откладывают принятие окончательного инвестиционного решения на следующий год. «Мы не можем решить по „Петрому“ в этом квартале, как собирались», — заявил глава австрийской компании Райнер Зеле, добавив, что группа должна оценить условия, в которых будут осуществляться миллиардные инвестиции. Если коротко, то новый закон установил дополнительные 2% налога с оборота и обязательную продажу 50% газа на местном рынке по регулируемому тарифу. При текущих ценах и планах добычи изъятия могут составить около 500 млн евро в год. Ранее добычу в Черном море прогнозировали в 6,3 млрд кубометров в год, а поставки в Венгрию по меморандуму о стратегическом партнерстве между правительством страны и ExxonMobil — до 4,4 млрд кубометров.

По поставкам газа из «Южного газового коридора» замдиректора ФНЭБ говорит, что большая его часть будет поставляться на юг Италии. Болгария при этом законтрактовала 1 млрд кубометров каспийского газа в год. Очевидно, на них и рассчитывают в проекте BRUA. Правда, в таком случае сама Болгария, имеющая небольшие объемы собственной добычи, по-прежнему будет потреблять только российский газ.

«BRUA — очень важный компонент вертикального коридора, который интегрирует газопроводные системы Греции, Болгарии, Румынии и Венгрии. Вот почему BRUA является важным звеном в транспортировке азербайджанского газа в Европу», — заявил в конце февраля в интервью азербайджанскому изданию Trend заместитель министра энергетики Румынии Юлиан-Робертом Тудораше.

Любопытно, что румынский «Трансгаз» разрабатывал инвестиционную программу не только с учетом запуска BRUA, но и «Турецкого потока». Как известно, ввод в эксплуатацию черноморского газопровода со следующего года остановит украинский маршрут через Румынию и Болгарию в Турцию. Поэтому оператор румынской ГТС планирует построить интерконнектор с Украиной, чтобы можно было поставлять газ по транзитному газопроводу в обратном направлении. Правда, при отсутствии ресурсной базы он также становится никому не нужен.

Напомним, что «Газпром» определился с маршрутом «Турецкого потока» в Европу. Он пройдет через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию. Судя по мощности планируемых сухопутных продолжений, Болгария (включая Македонию) будет получать до 5,5 млрд кубометров, Сербия — до 4 млрд, а остальные 9,5 кубометров пойдут в Венгрию и Австрию.

Источник: EADaily, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики