Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Основы партнерства России и Евросоюза пошатнулись

Основы партнерства России и Евросоюза пошатнулись

Почему Европарламент призывает остановить «Северный поток-2»

оссия и Евросоюз больше не стратегические партнеры. Депутаты Европарламента решили, что политика Москвы противоречит целям и ценностям ЕС. В своей резолюции они призвали европейских политиков остановить реализацию проекта «Северный поток-2», и вообще пересмотреть соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией. Насколько вероятно, что Брюссель пойдет на конфронтацию с Москвой? И что теперь ждет «Северный поток-2»? Разбирался Александр Рассохин.

После присоединения Крыма, войны на востоке Украины и «дела Скрипалей» ни о каком стратегическом партнерстве с Россией речи быть не может, заявил Европарламент. И в итоге предложил расширить санкции, пересмотреть соглашение о сотрудничестве и партнерстве, а также отказаться от «Северного потока-2», ведь проект усиливает зависимость европейских стран от России. Звучит тревожно. Впрочем, партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин призывает не делать поспешных выводов: «Это резолюция, это не введение новых законодательных норм, которые могли бы помешать проекту, это национальная декларация, которая за собой не несет никаких практических мер».

«Северный поток-2», по сути, единственный проект такого уровня, который еще как-то связывает Европу и Россию. Однако некоторые страны ЕС настаивают, что строительство газопровода — вопрос не столько экономический, сколько политический. Труба, к примеру, идет в обход Украины, а это бьет по казне Киева. Тем временем Германия, Австрия и другие партнеры по проекту настроены завершить строительство, а потому вряд ли они поддержат резолюцию. Позицию европейцев могут скорректировать разве что Соединенные Штаты. Вашингтон заинтересован в европейском рынке, но не в усилении на нем позиций «Газпрома».

Вот и The Wall Street Journal пишет, что Белый дом готовит санкции против инвесторов «Северного потока-2». Но президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов настроен оптимистично: даже если участники выйдут из проекта, газопровод успеют достроить до конца года. «Пять европейских компаний прекратят финансирование этого проекта. Ну и что? Там осталось чуть больше миллиарда евро привлечь, это не те деньги, которые остановят этот проект. Швейцарская компания Allseas, которая осуществляет укладку трубы, не уйдет из проекта, потому что это семейная компания, у нее нет американских акционеров, нет серьезного бизнеса в Соединенных Штатах. Они готовы к этим санкциям, понимают, что этот риск был. У них огромный контракт с “Газпромом”, зацепить их не за что», — пояснил Симонов.

Другое дело, вопрос стратегического сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Соглашение о партнерстве подразумевает в том числе взаимодействие европейского и российского бизнеса. Документ после «русской весны» 2014 года заморозили, но вот отказ от него может привести к полной экономической изоляции двух сторон, говорит президент ассоциации Евро-атлантического сотрудничества Татьяна Пархалина: «Последние года полтора на 27% вырос товарооборот между Россией и ЕС. Мы этот темп потеряем — это сокращение их присутствия здесь, какие-то барьеры по выходу нашего бизнеса в европейских странах, то есть сокращение опоры стратегического партнерства, какой является экономика.

Если и ценностный разрыв будет увеличиваться, то мы вползем, наверное, в состояние уже не облегченной холодной войны, а в очень серьезное противостояние».

Главный вопрос сейчас: как все же к решению Европарламента отнесутся руководители стран ЕС? Кстати, есть мнение, что такая антироссийская резолюция — лишь часть пиар-акции отдельных депутатов в преддверии выборов в парламент, которые пройдут в конце мая. Причем, судя по растущим рейтингам евроскептиков, не исключено, что в новом созыве окажутся куда более лояльные к России лица.

Резолюцию раскритиковали российские политики. Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев заявил, что документ скорее отражает интересы американских лоббистов, а не Европы. «Европарламент элементарно не готов к диалогу и защите позиции лицом к лицу с нами, российскими парламентариями», — добавил сенатор в Facebook

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики