Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литовский «хулиган» против БелАЭС – кто победит?

Литовский «хулиган» против БелАЭС – кто победит?

Старания нынешнего руководства Литвы любыми способами решить т.н. проблему Белорусской атомной электростанции в последнее время все больше стали напоминать цирк абсурда, в котором главными действующими лицами являются высшие государственные чины республики. Очередным актом комедии стала презентация весьма странного проекта, автором которого является литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис. Его так называемый «план-хулиган» для Белоруссии оказался настолько неоднозначным, что не нашел серьёзной поддержки даже в Литве, а самого политика заподозрили в неумелых политических играх накануне президентских выборов.

Стоит напомнить, что Вильнюс не первый год ведет борьбу со строящейся в 20 километрах от литовской границы БелАЭС. Различного рода манипуляции, обсуждение запрета покупать электроэнергию в Белоруссии, ежедневные заявления о необходимости сплотиться против белорусской атомной энергетики, за которой стоит Россия, – все это и многое другое уже давно стало частью политической жизни Литвы. Однако вплоть до марта нынешнего года никому и в голову не приходило предложить Минску перевести достраиваемую АЭС на природный газ. Никому, кроме главы литовского правительства.

Еще в конце февраля Сквернялис завил о том, что у него есть «план-хулиган» для Белоруссии, который может решить возникшую, по мнению Вильнюса, проблему БелАЭС. Раскрытие же через несколько дней сути «плана» поставило в тупик не только белорусскую сторону, но и коллег литовского премьера. Так, главным пунктом его «гениальной» задумки стало предложение рассмотреть вопрос о создании газовой электростанции на основе существующей инфраструктуры АЭС, около 60% которой, по его мнению, прекрасно для этого подходит.

Кроме того, глава правительства Литвы заявил, что Белоруссии стоит присмотреться к литовскому опыту использования СПГ и развития возобновляемой энергетики. При этом Сквернялис недвусмысленно намекнул, что сделать все предложенное им белорусской стороне необходимо «с использованием возможностей действующего в Клайпедском морском порту терминала сжиженного природного газа и будущей газовой смычки между Литвой и Польшей». Именно эта часть плана и заставила аналитиков всерьез взяться за рассмотрение того, что же конкретно стоит за предложением литовского премьера.

С технической точки зрения предложение Сквернялиса оценивается экспертами как практически невозможное мероприятие. Хотя и высказываются мнения о том, что подобный опыт у Белоруссии уже был. Как отметил недавно министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас, еще в далеком 1983 году БССР строила свою первую АЭС недалеко от Минска, однако после Чернобыльской трагедии «конвертировала ее в термофикационную станцию, работающую на газе». По его мнению, нечто подобное можно сделать и сегодня, что не только улучшит отношения между странами, но сделает Белоруссию «ближе к Европе». 

Однако большинство ученых и экспертов, в том числе и в самой Литве, крайне скептически относятся к подобным предложениям. Как считает бывший министр энергетики республики (2009-2012 гг.) Арвидас Секмокас, эта идея нереалистична, вызывает удивление и сравнима с предложением «превратить пароход в подводную лодку», так как «это объекты разных масштабов и сложности». Такой же позиции придерживается и бывший глава Института энергетики Юргис Вилямас, назвавший предложение команды премьера абсурдным. «Никакое оборудование, которое сейчас находится на атомной станции, для этого не подходит. Турбины совершенно иные, их нельзя адаптировать, уже не говоря о том, что все смонтировано, здания построены», – заявил он.

В то же время, по словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, «заменить атомную станцию на газовую можно только в одном случае – если отказаться от строительства БелАЭС и построить вместо неё новые мощности на газе». И такие мнения сегодня представляют абсолютно большинство экспертных точек зрения на инициативу Сквернялиса. Более того, премьер Литвы и сам имеет техническое образование (окончил Вильнюсский технический университет Гедимина по специальности инженер-механик) и вряд ли не понимает всю абсурдность своего предложения. Поэтому, как считает большинство аналитиков, его «план» появился не в результате желания решить «проблему БелАЭС», а по иным причинам, связанным с экономической и политической жизнью страны.

Так, с точки зрения экономики литовскому премьеру прекрасно известно, что страна из-за своей политической недальновидности и полного подчинения решениям из Брюсселя и Вашингтона сегодня оказалась в весьма сложной ситуации, связанной с поставками энергоресурсов. Необходимо напомнить, что Вильнюс, придерживающийся русофобской политики в расчете на поддержку со стороны Запада, несколько лет назад принял решение стать полностью независимым от поставок российского газа и электроэнергии (отказ от сотрудничества в рамках энергосистемы БРЭЛЛ). Главным козырем в данном случае литовские политики назвали плавучий регазификационный терминал Independence, который с 2015 года арендуется у норвежской компании Hoegh LNG в порту Клайпеды.

Правда, как показали последние статданные, работа данного терминала не только не приносит Литве выгоды, но и грозит серьезными экономическими потерями в будущем. Согласно опубликованному отчету компании Klaipedosnafta (оператор Independence), в 2018 году было регазифицировано и отправлено в газовую систему страны только 879 млн. кубометров газа, что соответствует лишь 22% мощности терминала. При этом выручка Klaipedosnafta за этот же период составила около 73,9 млн. долларов при сумме аренды Independence в 66 млн. долларов. Если прибавить в расходную часть завышенную цену поставленного СПГ, стоимость аренды объемов для хранения газа в ПХГ «Инчукалнс» и прочее, то окажется, что прибыль Klaipedosnafta стремительно приближается к нулю. В нынешнем же году ситуация может оказаться еще более плачевной, так как с середины февраля до конца марта прием и регазификация СПГ были временно приостановлены для проведения технического обслуживания Independence.

К проблеме неэффективности газового терминала стоит добавить, что Латвия, Эстония и Финляндия 15 февраля без участия Литвы подписали договор о создании с 2020 года газового рынка, функционирующего по единым правилам. Все это делает будущее энергобезопасности республики крайне туманным, а вся вина в глазах обывателей ложится на нынешнее правительство страны во главе со Сквернялисом. Именно поэтому премьер и старается любыми способами доказать, что он ищет пути выхода из сложившейся ситуации и только он, в отличие от своих политических конкурентов, имеет хоть какие-то предложения на этот счет. И происходит все это на фоне идущей в Литве президентской гонки, в которой Сквернялис принимает самое непосредственное участие.

Именно политический пиар сегодня признается наблюдателями и политиками в Литве одним из наиболее реальных причин появления «плана-хулигана» премьер-министра. Об этом было заявлено даже в МИД Белоруссии, где назвали последние высказывания высших госчиновников соседней страны одним из «традиционных методов» предвыборной борьбы. Напомним, что в мае здесь пройдут президентские выборы, и тройка лидеров гонки уже определилась: кандидат от консерваторов Ингрида Шимоните, действующий премьер-министр Саулюс Сквернялис и экономист Гитанас Науседа. При этом позиция всех троих по поводу БелАЭС остается схожей – станция не должна работать, а в случае начала ее эксплуатации электроэнергию Литва покупать не должна.

Правда, как воплотить предвыборные заявления на практике, никто их кандидатов, кроме Сквернялиса, пока сказать не может, особенно учитывая, что импорт электроэнергии из Белоруссии не падает, а отделить будущее электричество с АЭС от энергии иной генерации невозможно. И это, при всей абсурдности происходящего, только добавляет нынешнему премьеру очков в его предвыборной гонке.

Следует отметить, что все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в придуманной Вильнюсом «проблеме БелАЭС» нынешние литовские власти оказались в тупике. То, что станция в Островце будет запущена, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. И что делать дальше, в литовской столице сегодня не знают, вследствие чего и появляются столь абсурдные планы, как предложение Сквернялиса. По всей видимости, новому руководству республики придется решать крайне непростую дилемму – либо отказываться от импорта электроэнергии из Белоруссии, либо менять законодательство. При этом первый вариант грозит серьезными экономическим проблемами, а второй выглядит как политическое самоубийство. Поэтому и перспективы литовских «хулиганов» сегодня выглядят куда менее радужно, чем будущее столь ненавистной им БелАЭС. 

Автор: Юрий Павловец

Источник: Ритм Евразии, 15.03.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики