Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фейки об инструментах ЕС в борьбе с "Северным потоком-2" развенчал российский эксперт

Фейки об инструментах ЕС в борьбе с "Северным потоком-2" развенчал российский эксперт

Заявленные евродепутатом Вебером некие возможности по борьбе с "Северным потоком–2" одной частью надуманны, другой – сильно преувеличены. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Грядут выборы в Европарламент, в преддверии которых политики Европы всех мастей оживились и стремятся напомнить о себе. "Зеленые" проводят масштабные акции, привлекая к себе внимания, остальным приходится искать свою политическую "нишу". Это и евроскептики, говорящие о неэффективности Евросоюза, и националисты, отстаивающие свои взгляды. А для целой когорты элит ЕС стала благодатной антироссийская тематика.

Потому евродепутаты активизировали процедуру поправок в газовую директиву Евросоюза, активно атакуют проекты ЕС в Европе. А на прошлой неделе и вовсе приняли ни к чему не обязывающую декларацию, что выступают против "Северного потока-2". Эта тема активно подогревается и проталкивается в СМИ – антироссийская риторика давно стала неотъемлемой частью многих политических процессов в Европе", - отмечает аналитик.

Депутат Европарламента от Германии, кандидат на должность руководителя Еврокомиссии Манфред Вебер заявил польскими СМИ, что ЕС обладает несколькими инструментами по борьбе с "Северным потоком–2". "Я категорически выступаю против строительства газопровода. Это не экономический проект, а исключительно политический, он противоречит интересам ЕС, мы должны его заблокировать", - заявил он. В числе инструментов, которые могут помешать проекту, Вебер назвал газовую и экономическую директивы ЕС.

"Пикировкамии на "Северный поток-2" европейские популисты сразу убивают двух зайцев. Во-первых, зарабатывают политические очки в глазах определенной группы населения, настроенной против России. Во-вторых, пытаются привлечь внимание США, чтобы получить поддержку США – она нужна для финансирования избирательной кампании, ведь выборы в Европарламент пройдут уже в конце мая. Все заявления таких людей – пустая риторика, проблем проекту газопровода она создать не может.

Подобные реплики звучат далеко не первый год. В разное время сменяющие друг друга европейские политики критиковали "Северный поток-1", выступали против других энергопроектов России и Европы. Там подобные пассажи уже стали традицией – целые партии привычно пиарятся на "российской угрозе" и "жестком противостоянии". Понятно, что все это существует лишь в их головах", - подчеркивает эксперт.

Словесные интервенции

Вебер объявил также, что "Северный поток–2" может ударить по интересам Украины, в долгосрочной перспективе он негативно повлияет на цены на газ для всех европейских государств. Также политик отметил, что у ЕС и так много связей с Россией. И отметил, что одним из главных сторонников "Северного потока–2" в Европе является Герхард Шредер, который, по мнению Вебера, является не бизнесменом, а политиком. 

В ноябре 2017 года Еврокомиссия предложила поправки к Газовой директиве ЕС. В феврале 2019 Совет ЕС одобрил ее компромиссный вариант. По его условиям, газопроводы в территориальных морях стран ЕС будут подчиняться тем же правилам, что и наземные трубы. В частности, это разделение деятельности по добыче и транспортировке газа (компания не может добывать топливо и одновременно владеть трубопроводом, по которому они идет в ЕС), возможность третьих сторон прокачивать газ, а также нормы тарифов.

"Поправки в газовую директиву ЕС уже более или менее понятны, они обсуждались весь 2018 год и, видимо, в новом виде документ будет принят уже нынешней весной. Этот свод правил регулирует правила строительства и функционирования трубопроводов – в определенной части решает антимонопольные вопросы Европы, в другой – позволяет контролировать образование тарифов.

Но о чем говорит Вебер, ссылаясь на некую экономическую директиву ЕС – просто не понятно. Газопровод регулируется именно третьим энергопакетом законов, который и называют газовой директивой. Там прописано все, что касается инфраструктуры поставок "голубого топлива" в Европу. В какой части приплетаются сюда экономические документы Европы, не ясно.

Не случайно заявления Вебера прозвучали именно в Польше – в 2022 году с этой страной истекают действующие договоренности "Газпрома" на поставки и транзит. Варшава не скрывает, что хочет добиться пересмотра тарифов в свою пользу, а значит, предстоят непростые переговоры. Вебер с одной стороны заручается симпатиями поляков, выступая на их стороне, с другой как бы поддерживает их в диалоге с РФ. В любом случае все эти политические пассажи "Северному потоку-2" не угрожают", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 16.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики