Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Алексей Миллер отчитался Владимиру Путину о результатах работы за прошлый год

Удельные затраты «Газпрома» на газификацию регионов в 2018 г. выросли более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Мы на 1 января 2019 г. имеем показатель газификации в среднем по стране 68,6%», – сообщил предправления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 0,5 п. п. (0,9 п. п. в 2017 г.), при этом затраты «Газпрома» на подключение новых потребителей в прошлом году выросли почти на 25% до 36,7 млрд руб.

Основной проблемой, тормозящей темпы газификации, становится невыполнение регионами взятых на себя обязательств по строительству распределительных сетей, считает Миллер. Ускорение газификации, по его словам, связано в первую очередь с финансированием со стороны регионов: «Мы можем увеличить финансирование и на 50%, и даже в 2 раза, но самое главное, чтобы <...> регионы это [поставки] могли принимать».

Большой потенциал Миллер видит в газификации небольших населенных пунктов. Но для этого необходимо не просто выполнение уже взятых на себя обязательств, а дополнительное финансирование из региональных бюджетов, считает он. В 2019 г. «Газпром» вернется к темпам роста газификации около 1% в год, пообещал Миллер президенту в завершение встречи. В ответ Путин поручил предправления «Газпрома» подготовить предложения по ускорению газификации. «С тем чтобы мы могли синхронизировать эту работу и с правительством, и с регионами Российской Федерации», – пояснил Путин.

Программа газификации – национальный проект, который начался в 2005 г. по прямому поручению президента. С 2005–2017 гг. было построено более 2000 газопроводов общей протяженностью более 30 000 км, сообщается на сайте «Газпрома». Инвестиции в программу на конец 2018 г. компания оценивает примерно в 361 млрд руб. Сам «Газпром» строит только магистральные газопроводы до населенных пунктов. Предполагается, что делается это по заявкам от региональных властей, которые со своей стороны должны обеспечить строительство в таких поселениях газораспределительных сетей низкого давления. Из 44 регионов свои обязательства по программе полностью выполняют только 10, указывала компания. Медленнее всех внутрипоселковые сети строят в Ставропольском крае, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Хабаровском крае и на Камчатке, сообщалось в мае прошлого года в презентации гендиректора «Газпром межрегионгаза» Кирилла Селезнева.

Еще одна проблема, о которой предправления «Газпрома» не упомянул, – стоимость конечного подключения частных потребителей, без которого строительство магистральных и распределительных газопроводов смысла не имеет. Для примера: в Московской области подключение частного участка с учетом стоимости проекта и самого простого оборудования обойдется минимум в 262 000 руб., говорится на сайте «Мособлгаза». В области дополнительно действует губернаторская программа по развитию газификации, которая позволяла существенно удешевить подключение, сообщил представитель «Мособлгаза». В 2018 г. действовала акция «Газ к дому за 75 тысяч рублей»: в стоимость включались подготовка проекта и строительство подводящих газопроводов – вплоть до цокольного этажа дома, рассказал он. Но конечная стоимость с учетом оборудования и материалов все равно оказывалась около 115 000 руб. Кроме того, в этой программе участвуют населенные пункты, в которых проживало не менее 100 человек. Средняя зарплата в Московской области, по данным Мособлстата, в 2018 г. составляла 57 700 руб.

 
Не обязательно поставлять всем потребителям газ именно по трубе, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Необходимо определить районы, где это неэффективно, предлагает она: «Опыт развитых стран показывает, что трубопроводное газоснабжение домов с низким потреблением газа — 300-800 куб м в год — экономически нецелесообразно». Альтернативой, по ее словам, может быть распределенная газификация за счет СПГ, другой современный тренд – замена газа на электроэнергию. «Природный газ дорожает, цена выработки электроэнергии снижается из-за повышения КПД», — объясняет Белова, кроме того, для подключение газа требуются разрешения, процесс затягивается, а люди отказываются от установки установки более дешевых бытовых приборов. Электрооборудование дешевле в обслуживании и менее взрывоопасно, говорит Белова. В вопросах газификации важно не гнаться за достижением валовых показателей, а решать проблему комплексно, в том числе рассматривая альтернативу газовой трубе, резюмирует эксперт.

Особенность системы газификации - разделение ответственности между «Газпромом», региональными властями и конечными потребителями, говорит замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. «Если «Газпром», как правило, в полностью выполняет свои обязательства, то регионы заметно отстают. А на «последней миле» возникает системный затор, так как сами потребители, как правило, не могут пройти весь путь согласований и требований безопасности», - отмечает Гривач. В результате потребители вынуждены обращаться к услугам специальных компаний, которые делают бизнес на подключении. Решений может быть несколько, но самое простое - это система одного окна, когда весь процесс газификации будет возложен на единого оператора, считает эксперт. «Это, конечно, потребует более высоких вложений, причем вложений невозвратных». А, значит, должно подразумевать систему компенсаций инвестору или фискальные льготы», - предполагает Гривач.

По данным Фонда энергетической безопасности, с момента начала программы газификации в 2005 г. поставки «Газпрома» населению увеличились чуть более чем на 2 млрд куб. м в год. (около 49 млрд в 2005 г.). Средняя стоимость сетевого газа для населения России в 2018 г. составила 6 070 руб. за 1000 куб. м. (Росстат). 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики