Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Темпы газификации России снизились вдвое при увеличении затрат

Алексей Миллер отчитался Владимиру Путину о результатах работы за прошлый год

Удельные затраты «Газпрома» на газификацию регионов в 2018 г. выросли более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Мы на 1 января 2019 г. имеем показатель газификации в среднем по стране 68,6%», – сообщил предправления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 0,5 п. п. (0,9 п. п. в 2017 г.), при этом затраты «Газпрома» на подключение новых потребителей в прошлом году выросли почти на 25% до 36,7 млрд руб.

Основной проблемой, тормозящей темпы газификации, становится невыполнение регионами взятых на себя обязательств по строительству распределительных сетей, считает Миллер. Ускорение газификации, по его словам, связано в первую очередь с финансированием со стороны регионов: «Мы можем увеличить финансирование и на 50%, и даже в 2 раза, но самое главное, чтобы <...> регионы это [поставки] могли принимать».

Большой потенциал Миллер видит в газификации небольших населенных пунктов. Но для этого необходимо не просто выполнение уже взятых на себя обязательств, а дополнительное финансирование из региональных бюджетов, считает он. В 2019 г. «Газпром» вернется к темпам роста газификации около 1% в год, пообещал Миллер президенту в завершение встречи. В ответ Путин поручил предправления «Газпрома» подготовить предложения по ускорению газификации. «С тем чтобы мы могли синхронизировать эту работу и с правительством, и с регионами Российской Федерации», – пояснил Путин.

Программа газификации – национальный проект, который начался в 2005 г. по прямому поручению президента. С 2005–2017 гг. было построено более 2000 газопроводов общей протяженностью более 30 000 км, сообщается на сайте «Газпрома». Инвестиции в программу на конец 2018 г. компания оценивает примерно в 361 млрд руб. Сам «Газпром» строит только магистральные газопроводы до населенных пунктов. Предполагается, что делается это по заявкам от региональных властей, которые со своей стороны должны обеспечить строительство в таких поселениях газораспределительных сетей низкого давления. Из 44 регионов свои обязательства по программе полностью выполняют только 10, указывала компания. Медленнее всех внутрипоселковые сети строят в Ставропольском крае, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Хабаровском крае и на Камчатке, сообщалось в мае прошлого года в презентации гендиректора «Газпром межрегионгаза» Кирилла Селезнева.

Еще одна проблема, о которой предправления «Газпрома» не упомянул, – стоимость конечного подключения частных потребителей, без которого строительство магистральных и распределительных газопроводов смысла не имеет. Для примера: в Московской области подключение частного участка с учетом стоимости проекта и самого простого оборудования обойдется минимум в 262 000 руб., говорится на сайте «Мособлгаза». В области дополнительно действует губернаторская программа по развитию газификации, которая позволяла существенно удешевить подключение, сообщил представитель «Мособлгаза». В 2018 г. действовала акция «Газ к дому за 75 тысяч рублей»: в стоимость включались подготовка проекта и строительство подводящих газопроводов – вплоть до цокольного этажа дома, рассказал он. Но конечная стоимость с учетом оборудования и материалов все равно оказывалась около 115 000 руб. Кроме того, в этой программе участвуют населенные пункты, в которых проживало не менее 100 человек. Средняя зарплата в Московской области, по данным Мособлстата, в 2018 г. составляла 57 700 руб.

 
Не обязательно поставлять всем потребителям газ именно по трубе, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Необходимо определить районы, где это неэффективно, предлагает она: «Опыт развитых стран показывает, что трубопроводное газоснабжение домов с низким потреблением газа — 300-800 куб м в год — экономически нецелесообразно». Альтернативой, по ее словам, может быть распределенная газификация за счет СПГ, другой современный тренд – замена газа на электроэнергию. «Природный газ дорожает, цена выработки электроэнергии снижается из-за повышения КПД», — объясняет Белова, кроме того, для подключение газа требуются разрешения, процесс затягивается, а люди отказываются от установки установки более дешевых бытовых приборов. Электрооборудование дешевле в обслуживании и менее взрывоопасно, говорит Белова. В вопросах газификации важно не гнаться за достижением валовых показателей, а решать проблему комплексно, в том числе рассматривая альтернативу газовой трубе, резюмирует эксперт.

Особенность системы газификации - разделение ответственности между «Газпромом», региональными властями и конечными потребителями, говорит замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. «Если «Газпром», как правило, в полностью выполняет свои обязательства, то регионы заметно отстают. А на «последней миле» возникает системный затор, так как сами потребители, как правило, не могут пройти весь путь согласований и требований безопасности», - отмечает Гривач. В результате потребители вынуждены обращаться к услугам специальных компаний, которые делают бизнес на подключении. Решений может быть несколько, но самое простое - это система одного окна, когда весь процесс газификации будет возложен на единого оператора, считает эксперт. «Это, конечно, потребует более высоких вложений, причем вложений невозвратных». А, значит, должно подразумевать систему компенсаций инвестору или фискальные льготы», - предполагает Гривач.

По данным Фонда энергетической безопасности, с момента начала программы газификации в 2005 г. поставки «Газпрома» населению увеличились чуть более чем на 2 млрд куб. м в год. (около 49 млрд в 2005 г.). Средняя стоимость сетевого газа для населения России в 2018 г. составила 6 070 руб. за 1000 куб. м. (Росстат). 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики