Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Терминал СПГ на Камчатке станет преимуществом России в борьбе с США за газовый рынок Китая

Терминал СПГ на Камчатке станет преимуществом России в борьбе с США за газовый рынок Китая

Утвержденный правительством РФ план строительства терминала СПГ на Камчатке в итоге повысит конкурентоспособность российского газа в Азии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Терминал для сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатке необходим для перевалки топлива – в перспективе он удешевит российский газ из арктических проектов, которые реализует "Новатэк" – "Арктик СПГ" и "Ямал СПГ". Фрахт газовозов ледового класса существенно дороже, чем обычных судов-газовозов, потому их приходится разделять. Где-то необходим ледокол, но после прохождения льдов газ перегружают и везут дешевле.

Строительство терминала на Камчатке – очевидный и правильный шаг, ведь в Европе сейчас "Новатэк" вынужден перегружать СПГ с ледоколов на обычные газовозы методом "борт в борт". Все потому, что аналогичный камчатскому, терминал в Мурманской области еще не построен. Перевалка "борт в борт" не самый технологичный метод, он не выгоден по времени и далеко не безопасен, потому лучше иметь специальную инфраструктуру. Ею и станут терминалы", - отмечает аналитик.

Правительство РФ утвердило комплексный план реализации инвестиционного проекта по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке. Это позволит увеличить загрузку Севморпути более чем в три раза за десять лет. "Проект увеличит перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн тонн в 2017 году до 31,4 млн тонн к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб", – гласит документ.

"Нужно понимать, что "Новатэк" строит не только на свои деньги, но и на государственные, и не все газовые игроки российского рынка этому рады. С другой стороны, государственное участие позволяет развивать и Севморпуть, и Северный широтный ход - строящаяся железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе. А также развивается отрасль СПГ в целом, повышается потенциал добычи и экспорта, что в конечном итоге сулит доходы российской экономике и бизнесу.

Перегрузка на Камчатке позволит "Новатэку" существенно удешевить перевозку СПГ в Китай – с проекта на Ямале в КНР отправляются партии. Другими словами, терминал повысит конкурентоспособность СПГ из России на азиатских рынках, за которые сейчас идет активная борьбы. И для РФ ни одно преимущество здесь лишним не будет – сравнительно короткое "плечо" поставок в Китай и относительно дешевая себестоимость газа в российских СПГ-проектах", - подчеркивает специалист.

Борьба за рынок

В реализацию проекта терминала планируется привлечение 70 млрд рублей частных инвестиций, будут созданы новые рабочие места. План предписывает "Новатэку" предоставить в Росморречфлот декларацию о намерениях инвестирования в первый квартал 2019 года. В ней должны быть указаны варианты размещения комплекса, определены технические характеристики, указан перечень объектов частной и федеральной собственности, источники и механизмы финансирования. На согласование документа отводится месяц. 

Через год, в первом квартале 2020 года, "Новатэк" должен уже получить разрешение на строительство перегрузочного комплекса. 2020-2021 годы отводятся на строительство и ввод в эксплуатацию объектов комплекса. При этом ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры и первого пускового комплекса должен произойти до 2022 года, второго пускового комплекса - до 2023 года. Проект будет реализован на территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка".

"Рынок Азии – премиальный, сейчас многие страны активно инвестируют в СПГ-проекты, чтобы укрепить на нем свои позиции. России там придется конкурировать с Катаром, Австралией, США и рядом других игроков. Есть точка зрения, что как минимум часть СПГ-проектов в перспективе 10-15 лет уйдут с рынка, не выдержав конкуренции. Но шансы у газа из РФ в целом неплохие из-за транспортных и геологических особенностей нашей страны.

Россия стремится застолбить свои позиции на этом рынке раньше других, так как Катар активно наращивает добычу СПГ, и не только он. Однако нужно учитывать и геополитику. За последние 2 месяца в Китай прибыл только один танкер с СПГ из США, что говорит о многом. Пекин явно не хочет зависеть от Штатов в поставках энергоносителей. Австралия – союзник Америки, так что тоже продавец не самый надежный. Расклад в пользу газа из РФ.

Кроме того, поставки из России не связаны с Южно-Китайским морем, где обостряется противостояние США и КНР. Все это не означает, что Россия быстро завоюет весь рынок. Однако перспективы для успешной борьбы здесь определенно неплохие", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 20.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики