Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» уходит в глубины Ямала

«Газпром» уходит в глубины Ямала

Компания начинает разработку Харасавэя

«Газпром», чтобы компенсировать падающую добычу в старых регионах и обеспечить будущий экспорт, начал разработку очень крупного Харасавэйского месторождения на Ямале, которую откладывал несколько раз. Компании придется вложиться не только в месторождение, но и построить дополнительную инфраструктуру для транспортировки газа. Две ветки газопровода для поставок с соседнего Бованенковского месторождения стали одной из самых долгих и дорогих строек в истории монополии, и теперь «Газпрому» предстоит ее продолжить.

Президент РФ Владимир Путин дал старт освоению Харасавэйского месторождения «Газпрома» на Ямале с запасами в 2 трлн кубометров по С1 и С2. Запустить его планируется в 2023 году, мощность составит 32 млрд кубометров газа, которые должны компенсировать падающую добычу Надым-Пур-Тазовского региона. Часть газа, как отметил глава Минэнерго Александр Новак, будет поставлена на экспорт.

Харасавэй станет вторым газовым месторождением «Газпрома» на Ямале после Бованенково, а также самым крупным месторождением в зоне Единой системы газоснабжения с момента ввода Бованенково в 2012 году.

Эти проекты вместе с Крузенштернским месторождением входят в Бованенковскую группу с общими запасами 7,5 трлн кубометров и 149 млн тонн конденсата и должны стать основой добычи «Газпрома» в середине этого века.

В то же время неясность со спросом на газ в Европе и внутри России заставляла «Газпром» несколько раз откладывать начало разработки Харасавэя: изначально запуск планировался на 2019 год, затем «Газпром» сдвинул срок на 2019–2021 годы, а потом на 2021–2025 годы. Окончательные параметры монополия утвердила летом 2018 года, на фоне рекордных за всю историю «Газпрома» показателей экспорта газа в Европу.

310 миллиардов кубометров газа в год «Газпром» планирует добывать на Ямале в 2030 году 

Именно в 2018 году «Газпром», который с 2012 года жил в ситуации избытка газа и приучил к ней своих клиентов, внезапно столкнулся с трудностями при попытке одновременно добиться новых экспортных рекордов, удовлетворить увеличившиеся потребности внутри страны и при этом провести все положенные профилактические работы на своих добывающих и транспортных активах в течение лета. Поэтому в августе и сентябре компания вынуждена была отказываться от возможности поставить дополнительные объемы в Европу, чтобы завершить технологические работы в РФ и заполнить хранилища перед зимой. По словам собеседников “Ъ”, эта ситуация послужила триггером принятия решения по Харасавэю.

Транспортировать газ Харасавэя «Газпром» собирается по газопроводу Бованенково—Ухта (до него будет построена труба длиной 106 км), входящему вместе с участком Ухта—Торжок в Северный транспортный коридор, который строился для поставок газа на экспорт по газопроводам «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Его создание стало одной из самых долгих (первый стык первой нитки был сварен в 2008 году) и самых дорогих строек в истории «Газпрома». Две первые очереди Бованенково—Ухта стоили 990 млрд руб. в ценах 2008 года, а по факту — не менее 1,3 трлн руб., по оценке “Ъ”, линии Ухта—Торжок — 449 млрд руб. в ценах 2010 и 2011 годов (550 млрд руб. в текущих ценах). «Газпром» уже запланировал строительство третьей линии Бованенково—Ухта (69 млрд кубометров) и Ухта—Торжок (45 млрд кубометров). Сроки их запуска в комплексном плане по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года совпадают со временем ввода Харасавэя.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач оценивает предстоящие капвложения в Харасавэйское месторождение на уровне 100–130 млрд руб. По его мнению, строительство транспортных мощностей на 60 млрд кубометров в год с Ямала до Торжка обойдется «Газпрому» в 700–800 млрд руб. Но, отмечает он, третьи линии Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок будут запускаться для прокачки газа не только с Харасавэя, но и для газа из более глубоких горизонтов Бованенково (25 млрд кубометров в год), так что к стоимости инфраструктуры для Харасавэя можно отнести лишь половину этих затрат. Господин Гривач поясняет, что более дорогой газ с Ямала логичнее поставлять на экспорт по короткому северному маршруту, но куда он пойдет в рамках ЕСГ, в итоге будет зависеть от ситуации на основных рынках.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 21.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики