Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» начал разработку нового месторождения на Ямале

«Газпром» начал разработку нового месторождения на Ямале

Запасы Харасавэя оцениваются как уникальные

«Газпром» 20 марта сообщил о начале освоения Харасавэйского газоконденсатного месторождения на Ямале. Компания оценивает его запасы в 2 трлн кубометров, а максимальный уровень добычи из сеноман-аптских залежей (будут осваиваться в первую очередь. – «Ведомости») – в 32 млрд кубометров в год. Начать промышленную добычу на Харасавэе планируется в 2023 г., вывести на полную мощность – в 2026–2027 гг., сообщается в материалах компании.

Ресурсы месторождения необходимы для газификации России и «укрепления экспортного потенциала», сказал участвовавший в церемонии запуска по телемосту президент России Владимир Путин. «К 2030 г. на Ямале будет добываться 310–360 млрд кубических метров газа для потребления внутри страны и для поставок на экспорт по «Северному потоку – 1» и «Северному потоку – 2», – сообщил он.

В течение 2019 г. на Харасавэйском месторождении будут вестись подготовительные работы, подготовка площадок для производственных объектов, сообщает «Газпром». Непосредственно бурение эксплуатационных скважин (всего – 236 шт.) предполагается начать в 2020 г. Треть площади месторождения приходится на акваторию Карского моря, и для «Газпрома» это будет первый проект с освоением приямальского шельфа. Однако «морская часть будет осваиваться с берега скважинами с горизонтальным окончанием», уточнил во время телемоста предправления компании Алексей Миллер.

Первое время добытый на Харасавэйском месторождении газ будет облагаться НДПИ по льготной ставке. Это часть программы стимулирования освоения Арктического региона, напомнил министр энергетики России Александр Новак. Изначально НДПИ будет снижен на 80%, в дальнейшем в течение 12 лет налог будет увеличиваться вплоть до базовой ставки.

Разработка Харасавэйского месторождения – часть стратегической программы «Газпрома» по развитию нового центра газодобычи на базе месторождений Ямала. Базовым месторождением «Газпрома» в регионе будет оставаться Бованенковское, говорил Миллер. 

Бованенково – пока единственное действующее нефтегазоконденсатное месторождение «Газпрома» на Ямале и второе по запасам (4,9 трлн куб. м) месторождение газовой компании в принципе. В конце прошлого года «Газпром» сообщил о вводе в эксплуатацию третьего газового промысла на Бованенково, что позволяет вывести месторождение на проектную мощность добычи: 115 млрд куб. м газа в год. Освоение Бованенково началось в 2008 г. и обошлось компании в сумму около 670 млрд руб. С учетом стоимости строительства двух ниток магистральных газопроводов Бованенково – Ухта – Торжок, по которым транспортируется ямальский газ, общие затраты на проект превысили 2 трлн руб. (расчеты «Интерфакса»).

Для транспортировки добытого на нем газа предполагается построить газопровод длиной около 106 км с включением в магистраль Бованенково – Ухта, сообщил Миллер.

Общая мощность двух ниток газопровода Бованенково – Ухта – 115 млрд куб. м. Этого достаточно только для того, чтобы обеспечить транспортировку газа с Бованенково. Вместе с разработкой Харасавэйского месторождения «Газпрому» придется строить не только газопровод-отвод до Бованенково, но и расширять магистральную трубу как минимум до Ухты. Третья очередь Бованенково – Ухты уже внесена в измененный план развития трубопроводной инфраструктуры, который был утвержден в конце прошлого года. Предполагается, что ее мощность составит чуть менее 70 млрд куб. м в год, но ни стоимость, ни сроки строительства в документе не указывались.

На строительство дополнительных транспортных мощностей может потребоваться не менее 2–3 лет, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «С уверенностью можно сказать, что 3–4 лет, запланированных для ввода Харасавэйского месторождения, достаточно для строительства всей необходимой инфраструктуры», – соглашается руководитель направления «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрий Акишин.

Проектную стоимость освоения Харасавэйского месторождения «Газпром» не раскрывает.

«С учетом масштабов месторождения и сложных климатических условий приблизительная стоимость разработки Харасавэя и введения дополнительных газопроводных мощностей может составить порядка $10 млрд», – считает Маринченко. По текущему курсу это соответствует приблизительно 640 млрд руб. «Капвложения в освоение месторождения я бы оценил в 100–130 млрд руб.», – поделился своей оценкой замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. Стоимость строительства трубопроводов для транспортировки 60 млрд куб. м газа в год с Ямала до Торжка эксперт оценивает в 700–800 млрд руб. «Только к газу с Харасавэя можно отнести лишь половину этих затрат», – подчеркивает он: строительство третьей нитки Бованенково – Ухты и расширение системы Ухта – Торжок будут нужны не только для вывода газа с Харасавэя, но и для газа с других месторождений Ямала. 

Автор: Анна Червонная

Источник: Ведомости, 20.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики