Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» как зеркало европейской конкуренции

«Северный поток-2» как зеркало европейской конкуренции

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Для Центра энергетической экспертизы:

Недавно в Европе случилось очередное медийное обострение вокруг проекта «Северный поток-2». Чиновники и дипломаты США разных уровней на различных площадках публично заявили, что по-прежнему требуют от европейских правительств остановить строительство. Анонимные источники через СМИ вновь сообщили, что Вашингтон вот-вот введет санкции против компаний, которые участвуют в реализации проекта. А в качестве вишенки на торте Европейский парламент принял резолюцию о «Состоянии политических отношений ЕС-Россия», в которой, помимо густо замешанной антироссийской демагогии, отмечается: ««Северный поток-2» усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, угрожает внутреннему рынку ЕС и не соответствует энергетической политике ЕС или его стратегическим интересам, и поэтому должен быть остановлен». Строго по американской кальке. Именно с этой программой по европейским столицам вот уже многие месяцы гастролируют лица из Вашингтона разной степени официальности и важности.

И это понятно. Для США «Северный поток-2» это инструмент серьезного конкурента в предстоящей борьбе за европейские рынки, и они хотят этого конкурента нейтрализовать или хотя бы ограничить, лишить его конкурентных преимуществ, которыми российский газ, несомненно, обладает в глазах европейских потребителей. Достаточно взглянуть на динамику доли России на рынке газа ЕС в этом десятилетии – по расчетам ФНЭБ на основе данных Eurostat и европейских операторов ГТС, она уже выросла с 23% до 36%. В физическом выражении поставки газа подскочили более, чем на 50 млрд кубометров. Для периода, который никак нельзя назвать благоприятным с точки зрения развития двусторонней торговли (скорее, его можно охарактеризовать как постоянное возведение административных и политических барьеров со стороны Брюсселя), феноменальный результат. Получается, при всем большом желании Евросоюза диверсифицироваться и задействованных для этого значительных ресурсах, российский газ выигрывал конкуренцию. За это время на европейском рынке драматически падали поставки СПГ, уходя за азиатской или ближневосточной премией, алжирского газа, были временные технологические проблемы с поставками из Норвегии. Не говоря уже об обвале собственной добычи в разных странах ЕС. А газ из России укреплял свои позиции, обеспечивая европейцев энергией и получая за это валютную выручку.

Американцы ведут в Европе рекламную кампанию своего СПГ и попутно хотят создать более благоприятные условия. В чем они заключаются? Проблем с доступом на рынок у них нет. Во всех документах энергетической политики Евросоюза записана мантра «диверсификация, диверсификация и еще раз диверсификация». Инфраструктура по приему сжиженного газа в Евросоюзе в разы превышает реальные объемы импорта. И еще европейские власти пообещали профинансировать (деньгами налогоплательщиков) строительство новых мощностей по регазификации на сотни миллионов евро. Поставляй – не хочу. Проблема же в цене.

По нашим расчётам на основе данных компаний-производителей СПГ в США, себестоимость американского сжиженного газа существенно выше, чем у российского трубопроводного. Стоимость сырьевого газа, поставляемого на СПГ-заводы в США, определяется как 115% от спотовой цены. В настоящее время это около 110 долларов за тыс. кубометров. Само сжижение стоит около 108 долларов. И доставка в Европу и регазификация - 35-50 долларов. Итого минимум 250 долларов за тыс. кубометров. При этом спотовые цены в Европе в настоящее время уже находятся на уровне 200 долларов. Себестоимость же российского трубопроводного газа в Европе в разы ниже - 70-80 долларов за тыс. кубометров плюс экспортная пошлина, которая рассчитывается от таможенной цены газа (30%). И для того, чтобы быть, с одной стороны, конкурентоспособным на рынке, а с другой - приносить доход участникам цепочки поставок, США, а точнее компаниям, которые законтрактовали американский СПГ или мощности по сжижению, при сбыте нужны высокие цены на газ. В принципе, против роста цены не отказались бы и другие поставщики, включая Россию. Другое дело, что российский подход к европейскому рынку более долгосрочный. Слишком высокие цены будут подрывать позиции газа в энергобалансе и стимулировать потребителей к отказу от него.

Теперь открываем цели создания Энергетического союза, на который ссылаются европейские парламентарии, и читаем, что эта энергополитика должна «обеспечить гражданам ЕС доступ к надежным, доступным по средствам и устойчивым поставкам энергии». Пройдемся по пунктам. «Северный поток-2» расширит доступ Европы к крупнейшим запасам газа, расположенным в России, повысит стабильность поставок, сократив транзитные риски. Дополнительная газотранспортная инфраструктура строится и на внутреннем рынке ЕС, увеличивая его интеграцию. Наконец, расширение позволит усилить конкуренцию за потребителей между Россией и поставщиками СПГ. Следовательно, на рынке будут формироваться более доступные цены. А если газопровод теоретически не будет построен, поставщики сжиженного газа смогут навязывать свои условия, задирать цены и так далее. Тем более, что перенаправить СПГ на другие, более привлекательные рынки, в новых условиях развития этой отрасли – раз плюнуть. Получается, что пчёлы выступают против мёда. Или у этих «пчёл» свои источники «мёда», отличные от европейской промышленности и граждан.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 27.03.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики