Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзит

Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзит

В преддверии президентских выборов на Украине тема газовых поставок из России в Европу вновь вышла на первый план. И хотя сама кампания со стороны смотрится в лучших традициях «смехопанорамы», вопросы там решаются весьма серьёзные, в том числе об энергетической безопасности Евросоюза в самом ближайшем будущем, пишет Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Как известно, действующий контракт на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом» истечёт 1 января 2020 года в 10 часов утра. И это тот самый бикфордов шнур, который может быть подожжён для организации нового транзитного «взрыва» и нарушения поставок российского газа в Европу. Если история десятилетней давности должна была заставить европейцев окончательно взять курс на масштабную господдержку возобновляемой энергетики, несмотря на неизбежный рост цен на электроэнергию для конечных потребителей и негативных последствий для конкурентоспособности экономики ЕС, то сейчас цель ещё проще и очевиднее. 

Главные бенефициары возможного транзитного сбоя особо и не скрываются. Официально на высшем уровне требуют отказаться от части импорта российского газа, послы рассылают письма частным корпорациям с угрозами введения санкций за участие в «Северном потоке – 2», колесят по европейским столицам, агитируя переходить на американский сжиженный газ. Датчан буквально заставляют извиваться ужом, только бы они потянули ещё несколько месяцев с выдачей последнего разрешения на строительство газопровода из России в ЕС по дну Балтийского моря.

Последняя уловка вообще выглядит как многоходовка. Дания и Польша внезапно урегулировали сорокалетний территориальный спор, который мешал им разграничить свои исключительные экономические зоны южнее острова Борнхольм. В своё время отсутствие демаркационной линии заставило при строительстве «Северного потока» обогнуть остров с Юга по датскому территориальному морю. Когда на аналогичный маршрут была подана заявка по «Северному потоку – 2», Копенгаген задним числом изменил законодательство, передав право окончательного согласования проектов в территориальном море от энергетического регулятора МИД страны, которое вот уже больше года «молчит». Ни да, ни нет. В результате оператор проекта предложил альтернативный маршрут в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к северу от Борнхольма. Здесь МИД бессилен и решение – за Датским энергетическим агентством в соответствии с международными конвенциями.

И вот перед самым голосованием на Украине ДЕА попросило компанию Nord Stream 2 исследовать ещё один альтернативный маршрут через вновь обретённую ИЭЗ после чудесного разрешения спора с поляками. Просто ещё один способ относительно законно потянуть время. На проведение всех процедур может уйти несколько месяцев. Забавно, что ещё до официального заявления со стороны агентства, «Нафтогаз Украины» в твиттере сообщил об отказе Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока – 2». В предвыборной гонке все средства хороши.

А смысл всех этих затяжек один. Создать неопределённость со строительством газопровода, который окончательно лишит Украину статуса транзитного монополиста. Напомним, что Россия и Германия на высшем уровне договорились – транзит через Украину будет продолжен, но на экономически привлекательных условиях и при гарантиях его безопасности. Киев, очевидно, хотел бы диктовать свои условия. Но это не в интересах ни поставщика, ни потребителей. А само сохранение транзита и платежей за него – большая удача для украинской экономики, хотя последние 5 лет Украина только и делала, что рвала экономические связи с Россией. В ущерб прежде всего себе.

Но в том-то и дело, что транзит газа через Украину – слишком чувствительная для России и Европы область, по крайней мере до запуска «Северного потока – 2».  

И пока он не построен, у США остаётся единственный шанс дискредитировать российский газ в Европе и тем самым продвинуть свой собственный товар на рынке. Этот шанс – в ритуальном самоубийстве украинского транзита. 
 
И делать ничего не надо – просто сорвать переговоры и обвинить в этом Россию. Благо, в 2008 году технология была успешно опробована. 

Проблема американского СПГ в Европе широко известна – он слишком дорогой и не может по-честному конкурировать с российским газом особенно в условиях достаточно низких цен на рынке. Это касается, как поставок через «Северный поток – 2», так и через Украину. Поэтому, с точки зрения США, нормальный транзит российского газа по украинской трубе также вреден для их интересов на газовом рынке Европы, как и поставки по трансбалтийскому трубопроводу. А вот сбой транзита до ввода «Северного потока – 2» – подарок судьбы. Двух зайцев из одного ствола. И репутацию конкурента подорвать, и цены на рынке сбыта поднять. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ

Опубликовано: Валдай, 01.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики