|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзит Карты, деньги, две трубы. США, Европа и украинский транзитВ преддверии президентских выборов на Украине тема газовых поставок из России в Европу вновь вышла на первый план. И хотя сама кампания со стороны смотрится в лучших традициях «смехопанорамы», вопросы там решаются весьма серьёзные, в том числе об энергетической безопасности Евросоюза в самом ближайшем будущем, пишет Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности. Как известно, действующий контракт на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом» истечёт 1 января 2020 года в 10 часов утра. И это тот самый бикфордов шнур, который может быть подожжён для организации нового транзитного «взрыва» и нарушения поставок российского газа в Европу. Если история десятилетней давности должна была заставить европейцев окончательно взять курс на масштабную господдержку возобновляемой энергетики, несмотря на неизбежный рост цен на электроэнергию для конечных потребителей и негативных последствий для конкурентоспособности экономики ЕС, то сейчас цель ещё проще и очевиднее. Главные бенефициары возможного транзитного сбоя особо и не скрываются. Официально на высшем уровне требуют отказаться от части импорта российского газа, послы рассылают письма частным корпорациям с угрозами введения санкций за участие в «Северном потоке – 2», колесят по европейским столицам, агитируя переходить на американский сжиженный газ. Датчан буквально заставляют извиваться ужом, только бы они потянули ещё несколько месяцев с выдачей последнего разрешения на строительство газопровода из России в ЕС по дну Балтийского моря. Последняя уловка вообще выглядит как многоходовка. Дания и Польша внезапно урегулировали сорокалетний территориальный спор, который мешал им разграничить свои исключительные экономические зоны южнее острова Борнхольм. В своё время отсутствие демаркационной линии заставило при строительстве «Северного потока» обогнуть остров с Юга по датскому территориальному морю. Когда на аналогичный маршрут была подана заявка по «Северному потоку – 2», Копенгаген задним числом изменил законодательство, передав право окончательного согласования проектов в территориальном море от энергетического регулятора МИД страны, которое вот уже больше года «молчит». Ни да, ни нет. В результате оператор проекта предложил альтернативный маршрут в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к северу от Борнхольма. Здесь МИД бессилен и решение – за Датским энергетическим агентством в соответствии с международными конвенциями. И вот перед самым голосованием на Украине ДЕА попросило компанию Nord Stream 2 исследовать ещё один альтернативный маршрут через вновь обретённую ИЭЗ после чудесного разрешения спора с поляками. Просто ещё один способ относительно законно потянуть время. На проведение всех процедур может уйти несколько месяцев. Забавно, что ещё до официального заявления со стороны агентства, «Нафтогаз Украины» в твиттере сообщил об отказе Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока – 2». В предвыборной гонке все средства хороши. А смысл всех этих затяжек один. Создать неопределённость со строительством газопровода, который окончательно лишит Украину статуса транзитного монополиста. Напомним, что Россия и Германия на высшем уровне договорились – транзит через Украину будет продолжен, но на экономически привлекательных условиях и при гарантиях его безопасности. Киев, очевидно, хотел бы диктовать свои условия. Но это не в интересах ни поставщика, ни потребителей. А само сохранение транзита и платежей за него – большая удача для украинской экономики, хотя последние 5 лет Украина только и делала, что рвала экономические связи с Россией. В ущерб прежде всего себе. Но в том-то и дело, что транзит газа через Украину – слишком чувствительная для России и Европы область, по крайней мере до запуска «Северного потока – 2». И пока он не построен, у США остаётся единственный шанс дискредитировать российский газ в Европе и тем самым продвинуть свой собственный товар на рынке. Этот шанс – в ритуальном самоубийстве украинского транзита. И делать ничего не надо – просто сорвать переговоры и обвинить в этом Россию. Благо, в 2008 году технология была успешно опробована. Проблема американского СПГ в Европе широко известна – он слишком дорогой и не может по-честному конкурировать с российским газом особенно в условиях достаточно низких цен на рынке. Это касается, как поставок через «Северный поток – 2», так и через Украину. Поэтому, с точки зрения США, нормальный транзит российского газа по украинской трубе также вреден для их интересов на газовом рынке Европы, как и поставки по трансбалтийскому трубопроводу. А вот сбой транзита до ввода «Северного потока – 2» – подарок судьбы. Двух зайцев из одного ствола. И репутацию конкурента подорвать, и цены на рынке сбыта поднять. Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ Опубликовано: Валдай, 01.04.2019 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаНовая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяРоссийская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |