Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспортный протокол приблизит компромисс Москвы и Минска по нефтяным вопросам

Экспортный протокол приблизит компромисс Москвы и Минска по нефтяным вопросам

Протокол к соглашению России и Белоруссии по экспорту нефтепродуктов является важным документом, который упорядочит многие вопросы между Москвой и Минском – считает эксперт по энергетике Станислав Митрахович

Дело в том, что президент РФ Владимир Путин подписал сегодня федеральный закон о ратификации протокола к российско-белорусскому соглашению о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов.

Само базовое соглашение было подписано Москвой и Минском еще 12 января 2007 года, а протокол к нему был согласован в российской столице 10 октября 2018 года, причем он устанавливает процедуры по согласованию индикативных балансов, а также запретов на экспорт из России в Белоруссию нефти и нефтепродуктов. Документ подразумевает меры по согласованию в соответствии с нормами ЕАЭС.

Все это связано с «налоговым маневром» в России

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» разъяснил суть подписанного Путиным нормативного акта.

«Россия и Белоруссия сейчас находятся в стадии обсуждения вопросов, связанных с российским налоговым маневром. Все упирается в наше взаимодействие по энергетике, а так же в то, как оно будет происходить в будущем», - констатирует Митрахович

Здесь нужно отметить, что налоговый маневр в России, который выражается в отказе от налоговой пошлины и переносе всей фискальной нагрузки на НДПИ, оказал негативное воздействие на Белоруссию, чей топливный комплекс работает за счет российской нефти.

Просто при советской власти в Белоруссии было построено большое количество нефтеперерабатывающих заводов для того, чтобы поставлять топливо в соседние европейские страны и зарабатывать не только на экспорте нефти, но и на ее переработке. После распада СССР Минск подписал с Москвой серию соглашений и стал получать нефть из России по внутренним российским ценам.

Это де-факто субсидирование белорусской экономики со стороны России, поскольку цена на нефть на российском и мировом рынках значительно отличалась до 2019 года, а теперь, благодаря постепенному повышению НДПИ, она сравняется, и это отразится на Белоруссии.

Минск даже потребовал от Москвы «возместить потери» от «налогового маневра», поскольку переработка дешевой российской нефти и продажа топлива по демпингующим ценам в соседние страны Европы была одной из основных статей белорусских валютных доходов. 

«Налоговый маневр еще не завершен и будет продолжаться, причем здесь есть несколько тонкостей – например, экспортная пошлина на нефтепродукты в России значительно меньше экспортной пошлины на сырую нефть», - констатирует Митрахович.

Как замечает эксперт, российские экспортеры в Белоруссию не платят экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, поэтому Минск здесь очень хорошо устроился, и разговор идет о прямом субсидировании белорусской экономики со стороны России.

«По сути своей, речь здесь идет о деньгах, которые в виде экспортной пошлины должны поступать в российской бюджет, но вместо этого они идут в белорусский. Поэтому благодаря налоговому маневру подобное субсидирование белорусской экономики со стороны России будет сокращаться, и очень скоро сойдет на нет, что, в свою очередь, очень сильно волнует Белоруссию», - заключает Митрахович.

Россия и Белоруссия продолжают вести переговоры

Белорусское руководство в лице президента данной страны Александра Лукашенко этим процессом очень сильно возмущено и хочет, чтобы Россия компенсировала Белоруссии «убытки» за это фискальное нововведение на российском рынке. 

«Например, Белоруссии сегодня разрешено в режиме перетаможки поставлять российскую нефть под видом белорусской дальше в Европу. И здесь также важно льготное получение российских нефтепродуктов, которые Минск использует внутри страны, а произведенные в стране дизель и бензин затем продает в соседние с собой государства, включая Польшу, Украину и Прибалтику», - резюмирует Митрахович.

России такая ситуация, естественно, не нравится, поэтому Москва начала постепенно сокращать поставки своих нефтепродуктов Минску, и в этом году данный процесс продолжится, причем для проведения этого решения и был подписан данный двусторонний протокол.

«Наша страна предлагает Белоруссии углубить интеграцию с Россией, как это было согласовано еще в девяностые года в рамках договора о союзном государстве, но белорусское руководство пока не хочет идти на это», - констатирует Митрахович.

Белорусы настаивают на том, чтобы в их отношении применили «обратный акциз», с помощью которого правительство РФ собирается компенсировать издержки российским производителям нефти и дизеля, чтобы те не повышали свои розничные цены в России. 

«Впрочем, это просто технически нереализуемо, поскольку речь здесь идет об открытых дотациях Белоруссии, поэтому Москва не пойдет на реализацию этих прошений Минска. Так что, переговоры по этому вопросу продолжатся», - заключает Митрахович.

Другой вопрос, что стороны, рано или поздно, договорятся, причем на российских условиях.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики