Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспортный протокол приблизит компромисс Москвы и Минска по нефтяным вопросам

Экспортный протокол приблизит компромисс Москвы и Минска по нефтяным вопросам

Протокол к соглашению России и Белоруссии по экспорту нефтепродуктов является важным документом, который упорядочит многие вопросы между Москвой и Минском – считает эксперт по энергетике Станислав Митрахович

Дело в том, что президент РФ Владимир Путин подписал сегодня федеральный закон о ратификации протокола к российско-белорусскому соглашению о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов.

Само базовое соглашение было подписано Москвой и Минском еще 12 января 2007 года, а протокол к нему был согласован в российской столице 10 октября 2018 года, причем он устанавливает процедуры по согласованию индикативных балансов, а также запретов на экспорт из России в Белоруссию нефти и нефтепродуктов. Документ подразумевает меры по согласованию в соответствии с нормами ЕАЭС.

Все это связано с «налоговым маневром» в России

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» разъяснил суть подписанного Путиным нормативного акта.

«Россия и Белоруссия сейчас находятся в стадии обсуждения вопросов, связанных с российским налоговым маневром. Все упирается в наше взаимодействие по энергетике, а так же в то, как оно будет происходить в будущем», - констатирует Митрахович

Здесь нужно отметить, что налоговый маневр в России, который выражается в отказе от налоговой пошлины и переносе всей фискальной нагрузки на НДПИ, оказал негативное воздействие на Белоруссию, чей топливный комплекс работает за счет российской нефти.

Просто при советской власти в Белоруссии было построено большое количество нефтеперерабатывающих заводов для того, чтобы поставлять топливо в соседние европейские страны и зарабатывать не только на экспорте нефти, но и на ее переработке. После распада СССР Минск подписал с Москвой серию соглашений и стал получать нефть из России по внутренним российским ценам.

Это де-факто субсидирование белорусской экономики со стороны России, поскольку цена на нефть на российском и мировом рынках значительно отличалась до 2019 года, а теперь, благодаря постепенному повышению НДПИ, она сравняется, и это отразится на Белоруссии.

Минск даже потребовал от Москвы «возместить потери» от «налогового маневра», поскольку переработка дешевой российской нефти и продажа топлива по демпингующим ценам в соседние страны Европы была одной из основных статей белорусских валютных доходов. 

«Налоговый маневр еще не завершен и будет продолжаться, причем здесь есть несколько тонкостей – например, экспортная пошлина на нефтепродукты в России значительно меньше экспортной пошлины на сырую нефть», - констатирует Митрахович.

Как замечает эксперт, российские экспортеры в Белоруссию не платят экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, поэтому Минск здесь очень хорошо устроился, и разговор идет о прямом субсидировании белорусской экономики со стороны России.

«По сути своей, речь здесь идет о деньгах, которые в виде экспортной пошлины должны поступать в российской бюджет, но вместо этого они идут в белорусский. Поэтому благодаря налоговому маневру подобное субсидирование белорусской экономики со стороны России будет сокращаться, и очень скоро сойдет на нет, что, в свою очередь, очень сильно волнует Белоруссию», - заключает Митрахович.

Россия и Белоруссия продолжают вести переговоры

Белорусское руководство в лице президента данной страны Александра Лукашенко этим процессом очень сильно возмущено и хочет, чтобы Россия компенсировала Белоруссии «убытки» за это фискальное нововведение на российском рынке. 

«Например, Белоруссии сегодня разрешено в режиме перетаможки поставлять российскую нефть под видом белорусской дальше в Европу. И здесь также важно льготное получение российских нефтепродуктов, которые Минск использует внутри страны, а произведенные в стране дизель и бензин затем продает в соседние с собой государства, включая Польшу, Украину и Прибалтику», - резюмирует Митрахович.

России такая ситуация, естественно, не нравится, поэтому Москва начала постепенно сокращать поставки своих нефтепродуктов Минску, и в этом году данный процесс продолжится, причем для проведения этого решения и был подписан данный двусторонний протокол.

«Наша страна предлагает Белоруссии углубить интеграцию с Россией, как это было согласовано еще в девяностые года в рамках договора о союзном государстве, но белорусское руководство пока не хочет идти на это», - констатирует Митрахович.

Белорусы настаивают на том, чтобы в их отношении применили «обратный акциз», с помощью которого правительство РФ собирается компенсировать издержки российским производителям нефти и дизеля, чтобы те не повышали свои розничные цены в России. 

«Впрочем, это просто технически нереализуемо, поскольку речь здесь идет об открытых дотациях Белоруссии, поэтому Москва не пойдет на реализацию этих прошений Минска. Так что, переговоры по этому вопросу продолжатся», - заключает Митрахович.

Другой вопрос, что стороны, рано или поздно, договорятся, причем на российских условиях.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики