Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензину назначили еще три месяца ручного управления

Бензину назначили еще три месяца ручного управления

Почему не хватило 30 лет на реформирование топливного рынка

С 1 апреля продолжило свое действие соглашение правительства с нефтепереработчиками о заморозке цен. На фоне растущих цен на нефть экспортеры жалуются, что недополучают прибыль, и претендуют на выплату из бюджета в размере почти 200 млрд руб. Продление соглашения власти маскируют под нехватку времени для перехода на новую систему экспорта по лицензии с обременением. То есть вместо угрозы сплошных запретительных пошлин нефтяникам предлагают выборочные ограничения на экспорт, то есть выдачу лицензий после наполнения внутреннего рынка. Примерно по той же схеме почти 30 лет назад разрешали экспорт самой нефти. В лихие 90-е эта схема называлась балансовыми заданиями. 

Средние цены на топливо на АЗС Москвы остаются почти без движения вторую неделю подряд, самый распространенный Аи-92 держится на уровне 42,35 руб. за литр, только Аи-95 в среднем подорожал на 1 коп., свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).

Вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу «Россия 24» в рамках Красноярского экономического форума заявлял, что никаких предпосылок к росту цен пока нет, что для автомобилистов по всей стране наступает сезон повышенного спроса на топливо, в связи с чем властям следует перестраховаться еще на один квартал.

Речь о продлении соглашения с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, которое действовало до конца марта. В понедельник ТАСС сообщил, что цены на бензин и дизельное топливо в мелком опте останутся фиксированными еще на протяжении трех месяцев, начиная с 1 апреля, в соответствии с принятым на прошлой неделе правительством решением о продлении договоренности с нефтяниками.

А предпосылки к росту между тем есть, и вокруг застывшей, как в центре тайфуна, стрелки ценового барометра бушуют страсти. Во-первых, нефтяников очень волнует волатильность на рынке черного золота. В том смысле, что, как сообщается в материалах, опубликованных на сайте Минфина в понедельник, средняя цена нефти марки Urals в марте 2019 года выросла на 3,34% по сравнению с февралем, до 65,98 долл. за баррель. Ранее Минфин сообщал, что по итогам всего 2018 года цена выросла на 32% – до 70 долл. Самое время получать прибыль от экспорта, но в рамках ноябрьского соглашения компании должны на 3% увеличить поставки на внутренний рынок. И эта коллизия несет им убыток, а обещанные меры по возмещению из бюджета недополученной на внешних рынках прибыли также не срабатывают.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков в открытую раскритиковал правительство. По его словам, соглашение и демпфирующий механизм (названный им неэффективным) заставили производителей «залить» рынок, в результате чего нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, а производство бензинов стало нерентабельным. Механизм критиковали и в ЛУКОЙЛе. Впрочем, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник на вопрос «Как у вас складывается работа с правительством, имея в виду налоговый маневр, повышение НДПИ и соответственно так называемый обратный акциз? Этот механизм работает?» отвечал, что «мы работаем с правительством по этой проблематике. Министерство финансов ищет источники для реализации этого возврата, так называемого демпфирующего коэффициента. Мы продолжаем над этим работу. Но цены сдерживаем, повышение допускаем только в районе повышения НДС, примерно на 1,7–2%».

Ранее СМИ сообщали, что правительство, чтобы оплатить нефтяникам компенсации за поставки моторного топлива на внутренний рынок (речь о 190 млрд руб.), в качестве одного из вариантов рассматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния. Правительственные чиновники понимают, что созданная система оказалась неработоспособной, и обещают, что за три месяца передышки выработают новую – с «мягким» лицензированием экспорта. Обещают, что оно не будет предусматривать никаких искусственных ограничений на вывоз нефти и нефтепродуктов, но будет подразумевать обязательства экспортеров по поставкам на внутренний рынок. То есть, по сути, реформа за 30 лет сделала круг, вернувшись к идее 1990-х годов, правда тогда вводились «балансовые задания» на нефть: ее вывоз запрещали, пока компания-экспортер не поставит определенное количество на внутренний рынок. И, конечно, новая система недалеко уйдет от старой, ведь выдача разрешений опять будет предполагать «ручное управление», а нарушения будут караться не заградительными пошлинами, которыми власти пугают нефтепереработчиков сейчас, а отзывом лицензии.

Нефтепереработчики уже успели озвучить свое недовольство и новой системой. К тому же ее необходимо еще согласовать со странами ЕАЭС, и российские чиновники надеются успеть сделать это к июлю. А если не успеют, то можно будет опять продлить соглашение. 

«Вполне возможно, что нынешние соглашения правительства с нефтяниками могут продлеваться довольно долго, – сказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Хотя характер договора может меняться. Компании будут лоббировать все более выгодные для себя условия. Если осенью 2018 года представителей компаний собрали в правительстве и фактически заставили подписать соглашение, угрожая полностью запретить экспорт нефтепродуктов, то сейчас уже нефтяные компании выторговали изменение демпфирующей надбавки в рамках налогового маневра. Далее стоит ожидать, что компании будут улучшать свое положение, а со своей стороны, согласятся на сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Государство при этом может увеличивать компенсации нефтяникам, сохраняя при этом социальную стабильность в стране. Ведь гражданам важно видеть, что цены на АЗС не растут, а то, что бюджет компенсирует что-то нефтяным компаниям, обывателей не интересует. Пример того, как остро реагирует население на рост цен на топливо, мы наблюдали на прямой линии с президентом в 2018 году, когда первый же вопрос от населения был именно про рост цен на дизтопливо». 

Управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что действующее соглашение не будет продлеваться бесконечно, но не исключает, что «подержать заморозку» могут еще какое-то время. «Она позволяет остановить рост цен и народное недовольство», – поясняет Касьянова. Впрочем, эксперт не исключает, что уже осенью ситуация изменится. «Правительство хочет уйти от ручного управления и будет пытаться это делать. Насколько успешно – увидим», – говорит эксперт.

«Под вариантом мягкого лицензирования, вероятно, понимается введение обязательства поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, – говорит Юшков. – Правительство считает, что если заполнить внутренний рынок, то не возникнет роста цен. Но рост цен в 2018 году происходил не из-за дефицита, а из-за повышения себестоимости нефти для НПЗ. В предыдущие годы цены сдерживались из-за выборов президента. Но потом к этому добавился и рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На цены влияет и возросший акциз. Поэтому даже введение мягкого механизма лицензирования не позволит отказаться от ручного регулирования рынка нефтепродуктов. Рыночная система может заработать (при учете сохранения цен), только если государство будет регулировать собственные изъятия из отрасли: хотите низкие цены на нефтепродукты, снижайте НДПИ и акцизы».

Эксперты недоумевают, как, вероятно, и большинство наблюдателей, почему так долго этот рынок не может прийти в равновесное положение.

«Как и во всей экономике в российской нефтяной отрасли не прекращаются реформы. Каждая новая мера тянет за собой следующую: налоговый маневр повлек за собой необходимость сдерживания цены на нефтепродукты, в итоге мы получили соглашение компаний с правительством и демпфирующую надбавку. Дальше наверняка будут обязательства по объемам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и т.д. Но перманентные реформы не всегда связаны с каким-то фанатизмом российского руководства. Зачастую они обусловлены внешними изменениями. Планы повышения акцизов появились в период падения цен на нефть в 2014-2015 годах, когда государству нужны были дополнительные поступления в бюджет», – говорит Юшков.

«То, что за 30 лет реформ так и не выработан рыночный механизм регулирования внутренних цен на топливо, который устраивал бы и потребителей, и производителей, удивляет очень многих. Но существует неразрешимый конфликт между бесперспективно низкими доходами населения и необходимостью рыночного ценообразования, – говорит Касьянова. – Учитывая слабую российскую экономику и высокий уровень инфляции, цены на бензин должны естественным образом расти, и расти довольно заметно. На этот процесс влияет и динамика мировых цен на нефть. Но если у нас повышение за год на 5 руб. (со сдерживанием!) ударяет по малообеспеченным слоям населения, то, например, в Германии, свободный рост на 0,056 евро (около 4 руб.) оказывается менее чувствительным и не вызывает народного возмущения, поскольку экономика в стране развита хорошо и люди живут более обеспеченно». 

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 01.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики