Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европарламент: Теперь газ из «Северного потока-2» подорожает

Европарламент: Теперь газ из «Северного потока-2» подорожает

Европарламент утвердил поправки в газовую директиву ЕС, которые могут негативно сказаться на «Северном потоке-2». На пленарной сессии депутаты поддержали документ, который теперь должны одобрить на министерском уровне в Совете стран ЕС.

Глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента и экс-премьер-министр Польши Ежи Бузек заявил о том, что эра внешних монополий на газовом рынке ЕС, которая годами заставляла потребителей платить гораздо более высокие счета за электроэнергию, завершена: «Это отличные новости для наших граждан, промышленности и нашей общей безопасности в ЕС».

Накануне голосования Ежи Бузек заявил журналистам, что «Северный поток-2» должен будет соответствовать всем требованиям законодательства ЕС: «Конечно, это будет менее выгодно для инвесторов и тех, кто пользуется газопроводом!».

Поправки в газовую директиву предполагают, что газопроводы из третьих стран должны соответствовать требованиям Третьего энергетического пакета. Суть в том, что поставщик газа не может быть оператором газопровода, и в нем должны быть зарезервированы мощности под независимых трейдеров. «Северному потоку-2» это грозит тем, что газопровод может оказаться полупустым, так как альтернативных «Газпрому» поставщиков нет. В то же время пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер уточнял в ответе на запрос EADaily, что первоначальное предложение Еврокомиссии было направлено на то, чтобы распространить правила на исключительные экономические зоны государств — членов ЕС. Однако Юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что это нарушило бы Конвенцию ООН по морскому праву. Поэтому действие газовой директивы будет ограничено территориальными водами Германии — около 40 километров.

В этом случае Германии будет легче добиться исключений для «Северного потока-2», так как альтернативных поставщиков в 40 километрах от Германии в Балтийском море найти будет сложно. Правда, для этого Берлин должен еще добиться согласия специального комитета из представителей стран ЕС.

Глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента и экс-премьер-министр Польши Ежи Бузек боится, что Германия может пойти на сделку с Францией и таким образом получить большинство голосов. Тем не менее, с учетом последних требований Дании предоставить экологическую экспертизу по третьему возможному маршруту прохождения «Северного потока-2» в ее территориальных и экономических водах евродепутат считает, что балтийский газопровод вряд ли введут в срок — до 1 января 2020 года.

Ранее The Financial Times сообщило, что руководство проекта «Северный поток-2» рассматривает возможность, как вывести большую часть газопровода из-под действия газовой директивы ЕС. Речь идет о создании отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. «Это переместит обсуждение из правовой и технической плоскостей в чисто политическую», — заявил The Financial Times высокопоставленный европейский дипломат.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сказал EADaily, что публикация в The Financial Times может быть игрой на опережение. «Когда принимается шизофреническое регулирование только для того, чтобы создать препятствия реализации проекта, приходится искать юридически допустимые варианты его применения без вреда для функционирования газопровода. Но публикация в британской газете может быть попыткой сыграть на опережение, помешать этому», — заметил эксперт. Появление при этом компании, которая будет управлять 40 километрами газопровода из 1200, может иметь политическое значение, так как продемонстрирует политическую подоплеку поправок в газовую директиву ЕС и даст возможность Германии добиться снятия ограничений для балтийского газопровода в Еврокомиссии и специальном комитете стран ЕС, который вправе рассматривать такие вопросы. «В 12 милях от берега Германии (территориальные воды страны, юрисдикция ЕС) не могут появиться новые поставщики газа», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Тем временем реализация проекта «Северный поток-2» продолжается в полном соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке со стороны финансовых инвесторов, написал в ответе на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. 1 апреля компания сообщала о том, что на дно Балтийского моря уложено 915 километров трубопровода.

«Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров станет аналогом уже существующего газопровода «Северный поток» и должен заработать к концу этого года. Его активными противниками выступают Украина, США, Польша и страны Прибалтики. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Ранее в США приняли закон о санкциях в отношении компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». До последнего времени, правда, все ограничивалось только угрозами их применения и запугиванием европейских сторонников проекта.

«Мы не можем гарантировать защиты Запада, если наши союзники становятся все более зависимыми от России. Если Германия продолжит реализацию (проекта) трубопровода „Северный поток-2“, как сказал президент Трамп, это в буквальном смысле сделает немецкую экономику заложником России», — заявил вчера вице-президент США Майк Пенс на Атлантическом совете на мероприятии, посвященном 70-летию НАТО.

Источник: EADaily, 04.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики