Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европарламент: Теперь газ из «Северного потока-2» подорожает

Европарламент: Теперь газ из «Северного потока-2» подорожает

Европарламент утвердил поправки в газовую директиву ЕС, которые могут негативно сказаться на «Северном потоке-2». На пленарной сессии депутаты поддержали документ, который теперь должны одобрить на министерском уровне в Совете стран ЕС.

Глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента и экс-премьер-министр Польши Ежи Бузек заявил о том, что эра внешних монополий на газовом рынке ЕС, которая годами заставляла потребителей платить гораздо более высокие счета за электроэнергию, завершена: «Это отличные новости для наших граждан, промышленности и нашей общей безопасности в ЕС».

Накануне голосования Ежи Бузек заявил журналистам, что «Северный поток-2» должен будет соответствовать всем требованиям законодательства ЕС: «Конечно, это будет менее выгодно для инвесторов и тех, кто пользуется газопроводом!».

Поправки в газовую директиву предполагают, что газопроводы из третьих стран должны соответствовать требованиям Третьего энергетического пакета. Суть в том, что поставщик газа не может быть оператором газопровода, и в нем должны быть зарезервированы мощности под независимых трейдеров. «Северному потоку-2» это грозит тем, что газопровод может оказаться полупустым, так как альтернативных «Газпрому» поставщиков нет. В то же время пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер уточнял в ответе на запрос EADaily, что первоначальное предложение Еврокомиссии было направлено на то, чтобы распространить правила на исключительные экономические зоны государств — членов ЕС. Однако Юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что это нарушило бы Конвенцию ООН по морскому праву. Поэтому действие газовой директивы будет ограничено территориальными водами Германии — около 40 километров.

В этом случае Германии будет легче добиться исключений для «Северного потока-2», так как альтернативных поставщиков в 40 километрах от Германии в Балтийском море найти будет сложно. Правда, для этого Берлин должен еще добиться согласия специального комитета из представителей стран ЕС.

Глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента и экс-премьер-министр Польши Ежи Бузек боится, что Германия может пойти на сделку с Францией и таким образом получить большинство голосов. Тем не менее, с учетом последних требований Дании предоставить экологическую экспертизу по третьему возможному маршруту прохождения «Северного потока-2» в ее территориальных и экономических водах евродепутат считает, что балтийский газопровод вряд ли введут в срок — до 1 января 2020 года.

Ранее The Financial Times сообщило, что руководство проекта «Северный поток-2» рассматривает возможность, как вывести большую часть газопровода из-под действия газовой директивы ЕС. Речь идет о создании отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. «Это переместит обсуждение из правовой и технической плоскостей в чисто политическую», — заявил The Financial Times высокопоставленный европейский дипломат.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сказал EADaily, что публикация в The Financial Times может быть игрой на опережение. «Когда принимается шизофреническое регулирование только для того, чтобы создать препятствия реализации проекта, приходится искать юридически допустимые варианты его применения без вреда для функционирования газопровода. Но публикация в британской газете может быть попыткой сыграть на опережение, помешать этому», — заметил эксперт. Появление при этом компании, которая будет управлять 40 километрами газопровода из 1200, может иметь политическое значение, так как продемонстрирует политическую подоплеку поправок в газовую директиву ЕС и даст возможность Германии добиться снятия ограничений для балтийского газопровода в Еврокомиссии и специальном комитете стран ЕС, который вправе рассматривать такие вопросы. «В 12 милях от берега Германии (территориальные воды страны, юрисдикция ЕС) не могут появиться новые поставщики газа», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Тем временем реализация проекта «Северный поток-2» продолжается в полном соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке со стороны финансовых инвесторов, написал в ответе на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. 1 апреля компания сообщала о том, что на дно Балтийского моря уложено 915 километров трубопровода.

«Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров станет аналогом уже существующего газопровода «Северный поток» и должен заработать к концу этого года. Его активными противниками выступают Украина, США, Польша и страны Прибалтики. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Ранее в США приняли закон о санкциях в отношении компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». До последнего времени, правда, все ограничивалось только угрозами их применения и запугиванием европейских сторонников проекта.

«Мы не можем гарантировать защиты Запада, если наши союзники становятся все более зависимыми от России. Если Германия продолжит реализацию (проекта) трубопровода „Северный поток-2“, как сказал президент Трамп, это в буквальном смысле сделает немецкую экономику заложником России», — заявил вчера вице-президент США Майк Пенс на Атлантическом совете на мероприятии, посвященном 70-летию НАТО.

Источник: EADaily, 04.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики