Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Европарламент окончательно одобрил поправки к газовой директиве Евросоюза, касающиеся правил работы морских газопроводов, которые идут из третьих стран в страны ЕС.

Здесь важно понимать, что поправки регулируют не правила строительства, а правила использования газопроводов, поэтому они не помешают достроить «Северный поток — 2» (СП-2). Дальше надо будет смотреть, что будет в итоговом тексте, но уже сейчас понятно, что эти поправки направлены против российских проектов — в частности, СП-2. Об этом говорится и в заключениях разных ведомств, доступных на сайте Европарламента. Так что европейцы признают, что они пытаются применить антимонопольное законодательство в качестве санкций против России. 

Третий энергопакет распространяется на морскую часть газопровода: он предполагает, что поставщику газа нельзя быть одновременно и собственником газопровода. Но «Газпром» прорабатывает адаптивные шаги, которые заключается в том, что последняя часть газопровода, которая выходит в Германию, будет передана в управление независимой компании.

Но тут возникает еще одна проблема. Согласно новым нормам, один поставщик газа не должен загружать более 50% мощности газопровода. Но это антимонопольное законодательство, и если требование не приводит к возникновению конкуренции, тогда проект должен получить исключение из норм третьего проекта. Исключение было дано всем продолжениям «Северного потока — 1», газопроводу из Азербайджана и другим.

Поэтому я думаю, что «Газпрому» надо будет требовать исключение из нормы третьего энергопакета для СП-2, указывая на то, что в той точке на дне моря никакой альтернативный поставщик не найдется. А в России есть закон о том, что «Газпром» является монопольным экспортером газа. Так что надо будет давить на то, что это не санкции, а антимонопольные законы, которые призваны развивать конкуренцию, а если конкуренции даже чисто теоретически не может возникнуть, то законы эти применять не нужно.

Однако в первоначальной версии поправок была оговорка в пользу Германии, которая заключалась в том, что страна, на территорию которой выходит морской газопровод, может сама решать, применять ли к нему нормы третьего энергопакета или нет. В данном случае речь идет о Германии, и если она такое право получит и откажется применять нормы третьего энергопакета, тогда никаких проблем не возникнет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 04.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики