Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Какие риски для "Северного потока-2" создает Газовая директива ЕС

Европарламент окончательно одобрил поправки к газовой директиве Евросоюза, касающиеся правил работы морских газопроводов, которые идут из третьих стран в страны ЕС.

Здесь важно понимать, что поправки регулируют не правила строительства, а правила использования газопроводов, поэтому они не помешают достроить «Северный поток — 2» (СП-2). Дальше надо будет смотреть, что будет в итоговом тексте, но уже сейчас понятно, что эти поправки направлены против российских проектов — в частности, СП-2. Об этом говорится и в заключениях разных ведомств, доступных на сайте Европарламента. Так что европейцы признают, что они пытаются применить антимонопольное законодательство в качестве санкций против России. 

Третий энергопакет распространяется на морскую часть газопровода: он предполагает, что поставщику газа нельзя быть одновременно и собственником газопровода. Но «Газпром» прорабатывает адаптивные шаги, которые заключается в том, что последняя часть газопровода, которая выходит в Германию, будет передана в управление независимой компании.

Но тут возникает еще одна проблема. Согласно новым нормам, один поставщик газа не должен загружать более 50% мощности газопровода. Но это антимонопольное законодательство, и если требование не приводит к возникновению конкуренции, тогда проект должен получить исключение из норм третьего проекта. Исключение было дано всем продолжениям «Северного потока — 1», газопроводу из Азербайджана и другим.

Поэтому я думаю, что «Газпрому» надо будет требовать исключение из нормы третьего энергопакета для СП-2, указывая на то, что в той точке на дне моря никакой альтернативный поставщик не найдется. А в России есть закон о том, что «Газпром» является монопольным экспортером газа. Так что надо будет давить на то, что это не санкции, а антимонопольные законы, которые призваны развивать конкуренцию, а если конкуренции даже чисто теоретически не может возникнуть, то законы эти применять не нужно.

Однако в первоначальной версии поправок была оговорка в пользу Германии, которая заключалась в том, что страна, на территорию которой выходит морской газопровод, может сама решать, применять ли к нему нормы третьего энергопакета или нет. В данном случае речь идет о Германии, и если она такое право получит и откажется применять нормы третьего энергопакета, тогда никаких проблем не возникнет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 04.04.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики