Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

"Антипинский НПЗ" работает в непростых условиях и ориентирован на внутренний российский рынок, где все НПЗ сейчас генерируют убытки. О перспективах сделки задумался российский аналитик.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ – для Sputnik Азербайджан

Покупка Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) Антипинского НПЗ, о которой уже написали российские СМИ, может стать выходом для российского предприятия, оказавшегося в непростой ситуации.

НПЗ имеет существенную задолженность перед Сбербанком и множеством подрядчиков и поставщиков. Общий долг предприятия составляет примерно три миллиарда долларов, что привело к тому, что управлением занимаются представители крупнейшего кредитора – Сбербанка.

Эта покупка имеет ряд плюсов и минусов. С одной стороны, это предприятие строилось в постсоветское время и имеет хорошую техническую оснащенность: глубина переработки составляет рекордные для России 98%, качество выпускаемого бензина и дизельного топлива соответствуют требованиям "Евро-5". Антипинский НПЗ подключен к нефтепроводам "Транснефти".

Минусы связаны не с самим НПЗ, а со всем сегментом нефтепереработки в России. Особенность Антипинского НПЗ в том, что он принадлежит частным структурам и не входит в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании. Поэтому любые изменения в налоговой системе страны предприятие воспринимает весьма чутко.

Кроме того, НПЗ расположен в Тюменской области, поэтому ориентирован на внутренний российский рынок и фактически не занимается экспортом нефтепродуктов. В случае снижения рентабельности работы на внутреннем рынке предприятие не может компенсировать убытки за счет экспорта.

Именно изменения правил игры в российской нефтеперерабатывающей отрасли превратили имевшиеся проблемы Антипинского НПЗ в критические. Российское руководство приняло решение завершить налоговый маневр.

Если говорить кратко, то это значит, что вся фискальная нагрузка на нефтяников переносится "на скважину" (снижается экспортная пошлина и возрастает налог на добычу полезных ископаемых). В итоге все российские НПЗ вынуждены покупать нефть по более высокой цене.

Так как государство испугалось роста цен и на нефтепродукты на внутреннем рынке (логично, что из более дорогой нефти получатся и более дорогие нефтепродукты), то для НПЗ придумали субсидии, получившие название "демпфирующей надбавки". Этот механизм заработал с начала 2019 года, но нефтяные компании уже заявили, что компенсационных выплат им не хватает.

Проблема усугубляется тем, что с ноября 2018 года правительство РФ заключило с нефтяниками соглашение о временном сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Получается, что сейчас все российские НПЗ генерируют убытки. Вертикально интегрированные компании могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса и за счет экспорта. Антипинский НПЗ этого сделать не может. 

В нынешней модели нефтяной отрасли в РФ независимым переработчикам жить сложно. Поэтому продажа ряда активов становится закономерностью.

В случае, если Антипинский НПЗ купит SOCAR, она сможет сохранить предприятие. Убытки можно будет покрывать за счет других направлений деятельности компании. Со временем механизм расчета демпфирующей надбавки в России будет "отшлифован", и НПЗ вновь станут рентабельными. Азербайджанская компания получит хороший актив, в России не закроется один из лидеров по глубине переработки нефти, жители Тюменской области сохранят рабочие места. Всем хорошо.

Источник: Sputnik Азербайджан, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики