Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

Плюсы и минусы: кто на самом деле выиграет от покупки SOCAR российского НПЗ

"Антипинский НПЗ" работает в непростых условиях и ориентирован на внутренний российский рынок, где все НПЗ сейчас генерируют убытки. О перспективах сделки задумался российский аналитик.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ – для Sputnik Азербайджан

Покупка Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) Антипинского НПЗ, о которой уже написали российские СМИ, может стать выходом для российского предприятия, оказавшегося в непростой ситуации.

НПЗ имеет существенную задолженность перед Сбербанком и множеством подрядчиков и поставщиков. Общий долг предприятия составляет примерно три миллиарда долларов, что привело к тому, что управлением занимаются представители крупнейшего кредитора – Сбербанка.

Эта покупка имеет ряд плюсов и минусов. С одной стороны, это предприятие строилось в постсоветское время и имеет хорошую техническую оснащенность: глубина переработки составляет рекордные для России 98%, качество выпускаемого бензина и дизельного топлива соответствуют требованиям "Евро-5". Антипинский НПЗ подключен к нефтепроводам "Транснефти".

Минусы связаны не с самим НПЗ, а со всем сегментом нефтепереработки в России. Особенность Антипинского НПЗ в том, что он принадлежит частным структурам и не входит в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании. Поэтому любые изменения в налоговой системе страны предприятие воспринимает весьма чутко.

Кроме того, НПЗ расположен в Тюменской области, поэтому ориентирован на внутренний российский рынок и фактически не занимается экспортом нефтепродуктов. В случае снижения рентабельности работы на внутреннем рынке предприятие не может компенсировать убытки за счет экспорта.

Именно изменения правил игры в российской нефтеперерабатывающей отрасли превратили имевшиеся проблемы Антипинского НПЗ в критические. Российское руководство приняло решение завершить налоговый маневр.

Если говорить кратко, то это значит, что вся фискальная нагрузка на нефтяников переносится "на скважину" (снижается экспортная пошлина и возрастает налог на добычу полезных ископаемых). В итоге все российские НПЗ вынуждены покупать нефть по более высокой цене.

Так как государство испугалось роста цен и на нефтепродукты на внутреннем рынке (логично, что из более дорогой нефти получатся и более дорогие нефтепродукты), то для НПЗ придумали субсидии, получившие название "демпфирующей надбавки". Этот механизм заработал с начала 2019 года, но нефтяные компании уже заявили, что компенсационных выплат им не хватает.

Проблема усугубляется тем, что с ноября 2018 года правительство РФ заключило с нефтяниками соглашение о временном сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Получается, что сейчас все российские НПЗ генерируют убытки. Вертикально интегрированные компании могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса и за счет экспорта. Антипинский НПЗ этого сделать не может. 

В нынешней модели нефтяной отрасли в РФ независимым переработчикам жить сложно. Поэтому продажа ряда активов становится закономерностью.

В случае, если Антипинский НПЗ купит SOCAR, она сможет сохранить предприятие. Убытки можно будет покрывать за счет других направлений деятельности компании. Со временем механизм расчета демпфирующей надбавки в России будет "отшлифован", и НПЗ вновь станут рентабельными. Азербайджанская компания получит хороший актив, в России не закроется один из лидеров по глубине переработки нефти, жители Тюменской области сохранят рабочие места. Всем хорошо.

Источник: Sputnik Азербайджан, 05.04.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики